Известному детскому писателю Виктору
Драгунскому в ноябре исполняется 100 лет. «Он был подарком, праздником», –
говорили о нём друзья и близкие. Виктор Юзефович Драгунский писал замечательные
книги для детей, создавая удивительный, радостный и неповторимый мир, где нет
места для скуки и уныния. Он признавался: «Отношусь к этому делу свято.
Пожалуй, только в детской литературе можно одновременно сохранить и обрести
душевную чистоту». Литературная известность пришла к писателю
в 1961 году, когда появились первые шестнадцать рассказов о мальчике по имени
Дениска Кораблев. Эти истории, рассказанные, как говорил сам автор, «по секрету
всему свету», известны нам как «Денискины рассказы».
Драгунский В.Ю. Денискины рассказы / Виктор Драгунский; [ил. А. Халиловой]. - М.: Росмэн - Пресс, 2010. – 64 с.: ил.
Имя для главного героя Драгунский выбрал не случайно – так звали его сына. Ох уж этот Дениска с его неисправимой детской логикой! То он сливает с другом папино вино (черное и желтое) в банку из-под компота, чтобы сдать стеклотару и выручить деньги маме на подарок, то готов отдать все свои детские сокровища за такое необыкновенное, доброе, маленькое чудо – светлячка, - ведь «он живой и светится…». Секрет обаяния маленького героя заключен в изумительной детской непосредственности и живой реакции на происходящее. Дениска – замечательный непоседа, полный доброго отношения к людям, готовый поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.
«Денискины рассказы» - это весёлые истории
с чутким видением важных мелочей, они поучительны, но без нравоучений. Если вы
их ещё не читали, начните с самых трогательных историй и лучше всего на эту
роль подойдет рассказ «Друг детства».
Денискины рассказы: Друг детства
– Папа, купи мне грушу!
Об авторе.
Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он сменил множество занятий и при этом преуспел в каждом: токарь, шорник, актер, режиссер, автор маленьких пьес, «рыжий» клоун на манеже Московского цирка. С одинаковым уважением он относился к любой работе, которой занимался в своей жизни. Он очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга. Когда он был актером, то охотно выступал перед детьми, обычно в роли Деда Мороза во время зимних каникул. Он был добрым, веселым человеком, но непримиримым к несправедливости и лжи.
Виктор Юзефович Драгунский - человек удивительной судьбы. Он родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. Однако уже в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. Вместе со своим отчимом актером Михаилом Рубиным в десять лет он начал выступать на провинциальных сценах: декламировал куплеты, бил чечетку и пародировал. В юности работал лодочником на Москве реке, токарем на заводе, шорником в спортивной мастерской. По счастливой случайности в 1930 году Виктор Драгунский поступил в литературно-театральную мастерскую к Алексею Дикому и здесь начинается интересный этап биографии – актерская деятельность. В 1935 году он начал выступать как актер. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
Во время Великой Отечественной войны
Драгунский был в ополчении, а потом выступал на фронтах с концертными
бригадами. Немногим более года он работал в цирке клоуном, но опять вернулся в
театр. В Театре киноактера организовал ансамбль литературно-театральной
пародии, объединив молодых малозанятых актеров в самодеятельную труппу «Синяя
птичка». Драгунский сыграл несколько ролей в кино. Ему было почти пятьдесят,
когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Двадцать
лет под кроватью», «Ни пиф, ни паф», «Профессор кислых щей»... Первые Денискины
рассказы Драгунского мгновенно стали популярны. Книги из этой серии печатались
большими тиражами.
Драгунский В.Ю. Денискины рассказы / Виктор Драгунский; [ил. А. Халиловой]. - М.: Росмэн - Пресс, 2010. – 64 с.: ил.
Имя для главного героя Драгунский выбрал не случайно – так звали его сына. Ох уж этот Дениска с его неисправимой детской логикой! То он сливает с другом папино вино (черное и желтое) в банку из-под компота, чтобы сдать стеклотару и выручить деньги маме на подарок, то готов отдать все свои детские сокровища за такое необыкновенное, доброе, маленькое чудо – светлячка, - ведь «он живой и светится…». Секрет обаяния маленького героя заключен в изумительной детской непосредственности и живой реакции на происходящее. Дениска – замечательный непоседа, полный доброго отношения к людям, готовый поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.
Рассказы о Дениске переведены на многие
языки мира и даже на японский. Виктор Драгунский написал к японскому сборнику
искреннее и веселое предисловие: «Я
родился довольно давно и довольно далеко, можно сказать даже, в другой части
света. В детстве я любил драться и никогда не давал себя в обиду. Как вы
понимаете, моим героем был Том Сойер, и никогда, ни в коем случае, не Сид. Я
уверен, что вы разделяете мою точку зрения. В школе я учился, прямо скажем,
неважно… С самого раннего детства я крепко полюбил цирк и люблю его до сих пор.
Я был клоуном. О цирке я написал повесть «Сегодня и ежедневно». Кроме цирка я
очень люблю маленьких детей. Я пишу о
детях и для детей. В этом вся моя жизнь, ее смысл».
Когда мне было лет шесть или шесть с
половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете.
Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове
была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить,
за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать
по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном
дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и
посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти
хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в
красной фуражке и кричать толстым голосом:
– Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на
такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся
машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде
Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только
сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать
пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если
я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в
конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую
рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как
дым, вот и все дела.
Когда я все это подсчитал, то решил
отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером,
потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они
молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и
тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч,
по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе
силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым
сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:– Папа, купи мне грушу!
– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока
морковку.
Я рассмеялся:
– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу!
Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
– А тебе зачем? – сказал папа.
– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я
буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
– Сколько же стоит такая груша? –
поинтересовался папа.
– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. –
Рублей десять или пятьдесят.
– Ты спятил, братец, – сказал папа. –
Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится. И он оделся и пошел
на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама
сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала.
Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана
большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже
не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму
и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и,
пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке,
пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок
паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила
подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди,
какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И
покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в
коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово
придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об
него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый
стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил,
когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело
смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне
навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже
заранее сдается…
И я вот так посмотрел на него и вдруг
вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду
таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать,
и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась,
когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая
забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его
спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему
разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда,
любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на
диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит,
смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась
из коридора. – Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и
отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со
мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом,
когда я скрепился немного, я сказал:
– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я
раздумал. Просто я никогда не буду боксером.Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он сменил множество занятий и при этом преуспел в каждом: токарь, шорник, актер, режиссер, автор маленьких пьес, «рыжий» клоун на манеже Московского цирка. С одинаковым уважением он относился к любой работе, которой занимался в своей жизни. Он очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга. Когда он был актером, то охотно выступал перед детьми, обычно в роли Деда Мороза во время зимних каникул. Он был добрым, веселым человеком, но непримиримым к несправедливости и лжи.
Виктор Юзефович Драгунский - человек удивительной судьбы. Он родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. Однако уже в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. Вместе со своим отчимом актером Михаилом Рубиным в десять лет он начал выступать на провинциальных сценах: декламировал куплеты, бил чечетку и пародировал. В юности работал лодочником на Москве реке, токарем на заводе, шорником в спортивной мастерской. По счастливой случайности в 1930 году Виктор Драгунский поступил в литературно-театральную мастерскую к Алексею Дикому и здесь начинается интересный этап биографии – актерская деятельность. В 1935 году он начал выступать как актер. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
Однако Виктор Драгунский писал прозаические
произведения и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о
самых первых днях войны. В 1964 году опубликована повесть «Сегодня и
ежедневно», рассказывающая о жизни работников цирка. Главный герой этой книги –
клоун.
Умер Виктор Юзефович Драгунский в Москве 6
мая 1972 года. Писательскую династию Драгунских продолжили его сын Денис,
ставший вполне преуспевающим литератором, и дочь Ксения Драгунская -
блистательный детский писатель и драматург.
Близкий друг Драгунского, детский поэт Яков
Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все
нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности,
мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор
Драгунский».
"Денискины рассказы"- любовь всего моего детства) Действительно, эта книга- настоящие "нравственные витамины" для детей!
ОтветитьУдалитьПолностью согласна, Катерина. Виктор Драгунский - и из моего детства. Читала его запоем. Мне все его рассказы нравятся. Долго выбирала любимый - остановилась на "Друге детства", такой символичный рассказ.
ОтветитьУдалить