четверг, 12 сентября 2013 г.

Дневник фокса Микки

Александр Михайлович Гликберг, Саша Черный – знаменитый русский поэт Серебряного века, блестящий сатирик и тонкий лирик. Известен он и как автор замечательных детских произведений. Пожалуй, одной из самых известных детских книг Саши Чёрного стал «Дневник фокса Микки», впервые опубликованный во Франции. Размер первого тиража составил всего лишь 200 экземпляров, но зато каждая книга была собственноручно подписана: «Саша Черный. Париж. 1927». Потом эта очень забавная и добрая книга  переиздавалась и переводилась на многие иностранные языки. Но, поверьте, даже восемьдесят пять лет спустя, она ничуть не устарела и читается на одном дыхании, отлично поднимая настроение.

Хотите узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие, - например, собаки? Тогда прочитайте самый настоящий, «собственнолапный» дневник на редкость смышлёного и симпатичного фокса Микки. В ироничной манере он рассказывает о своей полной событий собачьей жизни, о маленькой хозяйке Зине и обо всем, что его окружает. Трагикомичные рассказы о наблюдениях пёсика за всем происходящим очень забавны. Они будут интересны и детям младшего школьного возраста (7+) и взрослым, а ещё - это идеальная книга для семейного чтения.



Чёрный, С. Дневник фокса Микки: повесть, сказка / Саша Чёрный; худож. Н.В.Богуславская. –М.: Лабиринт Пресс, 2013. – 92 с.: ил. – (Открой книгу)

В книге много юмора, нежности и немного грусти. В ней описаны наблюдения собаки за людьми и окружающим его миром. Этот «весёлый фоксик Микки, самый умный из зверей» - великий фантазёр и мечтатель. Он милый, добрый, деликатный и верный. Но главное в нем – его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям. Правда иногда он бывает ворчлив, но это самую капельку. Что Микки делает с большой охотой, так это рассуждает: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу – его тычут в нее носом: когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пелёнку вешают на верёвочку, а его целуют в пятку. Тыкать – так всех! … Петух ни с того ни с сего клюнул меня в нос. Я только подошел поздороваться. Зачем же драться, нахал горластый?! Плакал, плакал, сунул нос в корытце с дождевой водой и до вечера не мог успокоиться».



Иногда он делает совершенно неожиданные для себя поступки: «Котята! Скажите пожалуйста!.. Их мать, хитрая тварь, исчезнет в парке на весь день: шмыг – и нету, как комар в елке. А я должен играть с ее детьми… один лижет меня в нос. Я тоже его лизнул, хотя зубы у меня почему-то щелкнули…  Другой сосет мое ухо. Мамка я ему, что ли? Третий лезет ко мне на спину и так царапается, словно меня теркой скребут. Р-р-р-р! Тише, Микки, тише… Зина хохочет и захлебывается, ты, говорит, их двоюродный папа. Я не сержусь: надо же им кого-нибудь лизать, сосать и царапать… Но зачем же эта девочка смеётся? Ах, как странно, странно! Сегодня бессовестная кошка вернулась наконец к своим детям. И, знаете, - когда они бросили меня и полезли все под свою маму, - я посмотрел из-под скатерти, задрожал всей шкурой от зависти и нервно всхлипнул. Непременно об этом напишу стишок…»

Но, наверное, не стоит раскрывать всех секретов этого непоседы. Просто откройте книгу, и пусть осуществится мечта этого добродушного фокстерьера, который хотел, чтобы его дневник читала «какая-нибудь девочка в зелёном платьице… Села бы она у камина с моим сочинением, читала бы, перелистывала бы и улыбалась. И в каждом доме, где только есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы моё имя: Микки!»
***
«Ставлю три звездочки. Я видал в детских книжках – когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звёздочки…»
 
***

Литературный Микки имел в жизни реального прототипа – небольшую шуструю собачку из породы фокстерьеров, которую поэт завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный своему хозяину, пёсик был всеобщим любимцем и поистине полноправным членом семьи.


«Фокс был презабавный – половина головы чёрная, половина белая, и он был умница – понимал каждое слово своего хозяина. Были у Микки и свои обязанности. В каждое утро, в половине восьмого, он садился в передней у двери и не сводил глаз со щёлки из пола. Проходили минуты. Микки не двигался и только постепенно от нетерпения и внутреннего волнения начинал дрожать всем телом… Наконец, часов в восемь, консьержка, разносившая почту, начинала просовывать в щёлку номер «Последних новостей». Сначала показывался кончик сложенной газеты, потом больше. Наконец, наступал блаженный момент: Микки схватывал газету зубами и стрелой летел в спальню, прыгал на постель Александра Михайловича и с торжеством подавал ему номер. В конце концов пёсик дождался литературной известности. Саша Черный начал печатать «Дневник фокса Микки». А.Седых «Далекие близкие». Нью - Йорк, 1962 г.

Саша Черный умер 5 августа 1932 года в Ла Фавьер, помогая тушить пожар, он перенапряг сердце. Ему было 53 года. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла ему на грудь и скончалась от разрыва сердца. 
 
 
Об авторе.
Александр Михайлович Гликберг родился 1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье аптекаря-провизора. Однажды он открыл секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем". Семья Саши была большая и зажиточная, но малокультурная. Счастливым его детство не назовешь, отношения с родителями не заладились. Когда Саше исполнилось 15 лет, он сбежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата. Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он продолжил учение в гимназии. Однако был отчислен из гимназии за несданный экзамен по алгебре. Саша Черный оказался в катастрофическом положении, без всяких средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма сына с мольбами о помощи.
Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах петербургской газеты "Сын Отечества" - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику Константину Константиновичу Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Здесь прошли молодые годы Александра Гликберга. К.К.Роше, самозабвенно увлекаясь поэзией, преподал своему воспитаннику первые уроки стихотворства. Гимназию в Житомире Саше тоже не удалось закончить из-за конфликта с директором.
 
 
В 1900 году Александр был призван на воинскую службу. Отслужив 2 года, он был уволен в запас. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, Александр Гликберг решает перебраться в Петербург. Здесь он начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель". 27 ноября 1905 года - день рождения его имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале под стихотворением "Чепуха".
В 1906 году поэт отправился в Германию, в Гейдельберг, где, наконец, смог продолжить образование: в течение двух лет он слушал лекции в университете, общаясь с философами, что сказалось на и на его мировоззрении, и на творчестве. Вернувшись в Петербург, в 1908 году, он стал одним из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Вскоре Саша Черный стал бесспорным поэтическим лидером, завоевав всероссийскую известность. Его стихи, с какой-то особенной смесью желчи и горечи, дерзости и детскости, были у всех на устах. После выхода книг "Сатиры" и "Сатиры и лирики" в 1911 году Саша Черный как бы исчезает с литературной арены. Неожиданно для всех порвал с "Сатириконом" - раз и навсегда. Ушел из журнала без всяких объяснений и видимых причин. В этом же 1911 году состоялся дебют Саши Черного в детской литературе. В 1912 году вышел его первый детский рассказ "Красный камушек", в 1915 году книга стихов для детей "Тук-тук", в 1914 году - "Живая азбука" в стихах, ставшая знаменитой. Постепенно творчество для детей делается его главным занятием.
В Первую мировую войну Саша Черный отправился на фронт, где служил в 5-й армии «рядовым из вольноопределяющихся». Впечатления от военных действий легли в основу стихотворного цикла под названием «Война». Революция застала поэта в Пскове, куда его назначили заместителем комиссара Северного фронта. Поначалу он пытался смириться с новым режимом, однако так и не сумел.
В марте 1920 года он вместе с женой уехал из России: вначале жил в Берлине, затем - в Италии, после – в Париже. В 1927 г. вместе с группой эмигрантов поселился в Провансе, в поселке Ла Фавьер. Дом, который он построил, стал практически гостевым: поэты, писатели, художники, музыканты, неохотно сменяя друг друга, подолгу останавливались у него. Детей у Саши Черного не было. Прекрасный ребенок жил у него внутри, невзирая на тяжелейшее прожитое и пережитое, на пройденный фронт Первой мировой. И этот ребенок творил чудесную детскую литературу.
Жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: летом 1932 года загорелась одна из ферм по соседству. Саша Чёрный, рискуя жизнью, помогал в тушении пожара, а потом, придя домой, слег и больше не поднялся… На его могильной плите высечена строка из стихотворения Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный».
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий