воскресенье, 16 сентября 2012 г.

Ёжик в тумане

Все мы любим  мультфильм талантливейшего режиссёра Юрия Норштейна "Ёжик в тумане". Мы восхищаемся необыкновенными иллюстрациями художника-мультипликатора Франчески Ярбусовой. Но мало кто знает, что литературную основу этого культового мультфильма придумал замечательный детский писатель – Сергей Григорьевич Козлов. 




Он был  писателем и поэтом, сочинявшим чудесные сказки в стихах и прозе. Ну кто бы так мог написать детям: “Кругами, на цыпочках побежала по воде тишина”. А страна Тилимилитрямдия, “волшебная, необыкновенная”…  


Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Первые стихи он написал, когда учился в восьмом классе. Окончил Литературный институт имени Максима  Горького, в качестве дипломной работы представив рукопись сборника стихотворений. 

Сергей Козлов. Октябрь 1983 г.

Прежде чем стать профессиональным писателем, он был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
«Человек и писатель составляли в Сергее одно целое: вряд ли он был бы тем прекрасным человеком, если бы он не был писателем, и вряд ли был бы настоящим писателем, не будь он таким нежным, трогательным, умным и любящим жизнь человеком», - сказал о Козлове его друг писатель Юрий Кушак.

В волшебной стране сказочника Козлова живут очень милые и добрые  герои. В этих сказках удивительный  мир добрых переживаний и отношений. Ёжик и Медвежонок  греют остывшую осеннюю траву или  вытирают тряпочкой пыль со звезд. Если они  захотят, то  ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками и чаем с медом.  Когда  погода теплая — гуляют возле реки или  до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце, сумерничают. Но основное их занятие - удивляться и думать.

Медвежонок и Ёжик. Иллюстрация Ф. Ярбусовой

«И Медвежонку представилось, как они с Ёжиком сидят ночью под звездами у реки, варят чай в чайнике, слушают, как плещется рыба в воде, и чайник сперва урчит, а потом клокочет, и звезды падают прямо в траву и, большие, теплые, шевелятся у ног».
«По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо.
Оно висело над крышей, прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика».

Другие его герои – жизнерадостный  лев  Бонифаций, у которого были каникулы, Львенок  и Черепаха, горланящие  на солнышке песню, - тоже невероятно симпатичны. Мультфильмов о Ёжике восемь, а историй, написанных о нем Козловым, гораздо больше. О Львенке и Черепахе фильм один, а книг о двух друзьях Козлов написал несколько. Одна из них так и называется "Львенок и Черепаха: сказка в десяти главах, первую из которых знают все, а остальные — никто". "Облака — белогривые лошадки" — это тоже Козлов.


 Он  рассказывал и о деревьях, ветре, небе, звездах. В сборниках его стихов есть истории о хитрой лисице, хомячке-соне, дятле, расставляющем точки, позабыв о запятых, о каждом из 12 месяцев.  Это действительно очень хорошие детские стихи и сказки.

Хотя очевидно, что его первая и последняя любовь - именно Ёжик, умоляющий друзей послушать тишину. Вот как сказал Сергей Григорьевич: « Самый главный мой персонаж – Ёжик. К Ёжику присоединился Медвежонок, затем Заяц, волки, совы и всякие другие персонажи.  Ёжика у меня в детстве не было, но так получилось, что в каком-то году, может быть в 1959, он у меня появился. Вот с ним я и живу теперь».

Звезда! И в луже... Иллюстрация Франчески Ярбусовой

Любимому герою Козлова – Ёжику – более пятидесяти лет.  Истории о нём он сочинял всю жизнь, так что постепенно появился большой сказочный  лесной мир. Там каждый зверек  живет в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Все последние годы из-под пера Сергея Григорьевича выходили новые и новые сказки про Ёжика и Медвежонка.

«... Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— А меня нет.
— Так не бывает, — сказал Медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?...
— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
— Нет меня, нигде нет!!!
— Тогда, тогда... Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!.­..». Вот.
— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?...»

Его называли великим сказочником. Об этом писал  главный редактор детского журнала «Кукумбер» Виктор Меньшов. 



Как я пил чай с Великим Сказочником Сергеем Козловым.

Однажды я пил чай с Великим Сказочником. Я ворчал, жалуясь на что-то, он тоже ворчал, жалуясь на всё сразу. Мы оба ворчали и пили волшебный чай. А какой ещё чай можно пить в гостях у Великого Сказочника? Мы пили волшебный чай, я с замиранием сердца ждал, что вот-вот со мной начнёт происходить Волшебство, но ничего не происходило. Даже как-то неинтересно стало.

Присмотрелся я к Великому Сказочнику внимательнее. И что-то ничего особенно великого в нём не обнаружил. И чай у него не волшебный, и ростом он не так чтобы уж велик. Я как-то встретил Сергея Михалкова — так я ему ростом до коленки, А Сергею Козлову, у которого я пил чай, всего-то по плечо. А во мне роста — метр с кепкой, да и то — сильно выпрямившись.

Стал я смотреть дальше. И борода у Великого Сказочника вроде как не такая уж и великая. Прямо скажу — так себе борода. Вот у Льва Толстого — это борода! А у Козлова, по сравнению с ним, борода коротенькая такая. И торт он режет чудно: не режет, а словно мечом рубит, только крошки во все стороны разлетаются.
Засомневался я что-то, одним словом. И попросил осторожно:
     — Напиши что-нибудь волшебное.
Сказочник глянул из-под сердитых бровей весёлым глазом и написал:
     «Одинокое пугало слушает далёкую музыку. И старая его шляпа... трепещет».

И случилось чудо. Мы с ним стояли посреди поля. Была глубокая осень. Над нами нависали лохматые тучи, противный, как бормашина, ветер выл и трепал нашу одежду. А посреди поля стояло одинокое чучело размахивало пустыми рукавами рваного пальто, трепетали поля старой шляпы. Я представил себе, как ему холодно и одиноко. И мне тоже стало очень холодно.
     — Дорогой Сказочник, а нельзя ли куда-нибудь в тепло? — попросил я.
     Он только улыбнулся и сказал:
     «Брёвнышко прижалось к горячей печке и увидело во сне птиц. Февраль».
     И мы тут жe оказались возле горячей печки. Потрескивали дрова, пели сверчки, по потолку летали тени невидимых птиц
     — Почему у тебя дрова такие жаркие? — спросил я.
     — Дрова у меня жаркие потому, что летом я их сам колол, — ответил Великий Сказочник.
     — Почему у тебя сказки такие волшебные? Научи меня, Сказочник, как писать волшебные сказки, — робко попросил я.
     — Писать нужно так, чтобы словам было просторно. Между словами должен сквознячок быть, — улыбнулся в усы Сказочник.
     — Но гдe ты берешь такие волшебные слова? Открой тайну!
     — Я слушаю, смотрю. Дрова потрескивают, сверчки за печкой поют. Осенью картофельную ботву на огородах жгут. Горьким дымом пахнет...

Я вышел на крыльцо. Из густого тумана степенно вышел Ёжик. Смешно втянул носом осенний воздух, фыркнул и ушёл обратно. В тумане кто-то вздохнул. Потом ещё раз. Наверное, это была Белая Лошадь. Я закрыл глаза. Мне было одновременно и грустно, и весело. Пахло горьким дымом...
Виктор Меньшов


Сергей Григорьевич Козлов ушёл из жизни 9 января 2010 года и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Очень  жаль, что новых историй про Ёжика больше не появится. 



В  январе 2009 года в центре Киева  появился памятник Ёжику в тумане.  Авторы этого проекта  Владимир Колинько и Георгий Куровский - изобразили Ёжика сидящим на высоком пне с узелком в руках. Его лапки сделаны из толстых веток, а колючки - из длинных шурупов.


Книги Сергея  Козлова можно читать с придыханием и светлой улыбкой. С ними    засыпают   в обнимку и видят   во сне Ёжика, Медвежонка, Белую Лошадь.  У него самые добрые и лиричные сказки на свете, теплые и светлые, философские и трогательные, сказки для всей семьи. Читайте эти книги сами, читайте их своим и чужим детям!

Официальный сайт писателя:

Комментариев нет:

Отправить комментарий