Дорогие друзья, представляем вашему вниманию краткую повесть о
житии одной из самых любимых и
почитаемых в народе святых – блаженной Матроны Московской, которая являет собой
пример истинного православия, доброты и благочестия. В этой книге она предстает
перед нами как “самый счастливый человек своего времени” и учит нас, что
истинное счастье — единение с Богом.
Матрона Московская. Повесть о житии. - М.: Издательский Совет
Русской Православной Церкви, 2002.
Матронушка - так любовно называют православные святую Матрону
Московскую. Она еще при жизни была любимицей народа, а теперь, после прославления
в лике святых в 1999 году, Покровский монастырь едва справляется с человеческим
потоком. Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой. Перед
смертью Матрона говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как
живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
«Маленькая святая» - так иногда называли ее у себя на родине, в
селе Себино Тульской губернии. Маленькая – потому, что ростом она была очень
мала, а святая – потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать
события, видеть грехи человека «духовным зрением». Обычного зрения у Матроны не
было – с самого рождения она была слепой. К ней рано стали обращаться за
советом – сначала местные жители, а
затем страждущие приходили к ней из окрестных деревень, приезжали на подводах издалека
и возвращались исцелённые и утешенные. В 14 лет во время паломничества вместе с
помещичьей дочерью Лидией Яньковой при посещении службы в Кронштадтском
Андреевском соборе произошла знаменательная встреча Матроны с Иоанном
Кронштадтским. Батюшка попросил народ расступиться перед слепой девочкой и
публично назвал её своей «сменой» и «восьмым столпом России».
В возрасте семнадцати лет Матрона лишилась возможности ходить: у
неё внезапно отнялись ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но
никогда ни на что не жаловалась. Родившись в 1881 году в большой крестьянской
семье, в 1925 году Матрона навсегда переехала в Москву – чтобы не быть обузой
для престарелых родителей - ведь прокормиться в те годы в деревне было очень
сложно. Переехать из родного дома ей пришлось и потому, что после революции оба
её брата вступили в партию и стали активистами колхозного движения, а Матрона
невольно их «компрометировала». Жалея братьев, она покинула их, и начался новый
период её подвижнический жизни – в качестве бездомной странницы. В Москве она не имела не только своего жилья,
но даже прописки – кочевала от одних «добрых людей» к другим. И так – всю
жизнь, до самой смерти в 1952 году.
Фотография блаженной старицы Матроны |
«Москва – это святой город» - говорила Матрона и очень любила
Москву. Правда, ей приходилось очень часто переезжать, менять адреса – в те
годы можно было легко получить уголовную статью за религиозность, за
распространение «опиума для народа». Несколько раз Матрона чудом избегала
ареста: она всегда предчувствовала, что будет обыск или визит милиции и спешно
перебиралась в другое место. Жила там, куда ее приглашали – сама ни к кому не
навязывалась, не напрашивалась.
Москва. Николоямская улица.
На этой улице жила блаженная Матрона
|
Внешне жизнь её текла однообразно: днём прием
людей, ночью – молитва. Подобно другим подвижникам, она никогда не укладывалась
спать по-настоящему, а дремала лежа на боку, на кулачке. Близким людям Матрона
запомнилась с миниатюрными, словно детскими,
ручками и ножками, сидящей на кровати или сундуке. Пушистые волосы на
прямой пробор, крепко сомкнутые веки, доброе светлое лицо, ласковый голос. Она
утешала болящих, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго
обличала и наставляла. Нескончаемым потоком шли и идут к святой старице люди за молитвенной
помощью. А чудеса вокруг Матронушки начались ещё до её рождения.
Однажды крестьянке Наталии Никоновой привиделось, будто кружит
над ней большая белая птица как бы с человеческим лицом и никак не может найти
места, где бы ей сесть. Вдруг уменьшилась и села на правое плечо, словно
голубь. А глаза у птицы закрыты веками.
“Что бы это значило?” — подумала Наталия.
И вспомнила этот сон, когда родилась у неё крошечная слепая
девочка-уродка, четвёртый ребенок в семье.
Жизнь русского крестьянина известна: с трудов его, как
говорится, будешь не богат, а будешь горбат; и у каждого крестьянина — барин. И
не один, а семь.
Вот и Никоновы перебивались с квасу на воду, и случалось, сидели
без хлеба и без дров с самого Благовещения, а ночевали ради тепла в печи.
Выметет Наталия золу, постелит на под печи прямой соломы — пожалуйте,
заползайте в спаленку.
Сердобольные соседи советовали сдать девочку в приют князя
Голицына, что в соседнем селе Бучалки, — там-то хоть голодом сидеть не будет.
— Перебиваетесь с квасу на воду, — говорили им, — а такое чадо
не жилец. Дай Бог, доживёт до крещения.
— Ничего, — отвечал Димитрий Никонов, человек добрый и
богобоязненный. — Не достанет квасу — и воды попьем.
Но разве можно уповать на телесное здравие и на скоромимоходящую
красоту? Ведь и молодые и здоровые умирают, а убогие спасаются и получают от
Бога сладость райскую и всякое другое утешение...
СТОЛП СВЕТА
Первым о богоизбранности девочки сказал прозорливый отец Василий
в церкви Успения Богородицы, где совершалось таинство святого крещения.
Было это так. Когда отец Василий погружал малютку в купель, все
стоявшие рядом увидели над крещаемым младенцем столп света и как бы
благоуханный кадильный дым в этом сиянии. Никто не понимал, что происходит:
может, это пар поднялся над купелью? Или луч солнца дотянулся до воды через
церковное окно?
А старый рассудительный иерей отец Василий сказал:
— Я очень многих младенцев крестил, но такое вижу в первый раз.
При крещении, день Ангела 22 ноября, девочка была наречена
Матроной во имя подвижницы Православия Матроны Константинопольской, прожившей
долгую жизнь, полную страданий и подвигов во имя любви ко Христу и людям.
— Таковые, — сказал отец Василий, передавая маленькую Матронушку
в полотенце крёстной, — жертва Богу от всего общества; она — наша ограда.
“Какая ограда — убогая и слепая девочка? — думали слышавшие
священника. — Дай ей Бог как-нибудь огородиться от собственных недугов”.
Но ведь всё возможно Богу. И ещё сказал Господь: “Сила Моя в
немощи совершается”.
КРЕСТ МАТРОНУШКИ
И по крещении необыкновенные вещи сопровождали Матронушку.
Укутают ее, уложат в печь, а среди ночи — глядь! — нет ее. Куда
делась?
А она сидит в красном углу, и перед ней на столе иконы, с
которыми она тихонько разговаривает. Как выбралась из печи? Как нашла красный
угол? Кто помог снять иконы? Что может понимать в иконах, если их не видит? Тут
и зрячие мало что понимают.
— Что делаешь, Матрюшенька? — спросит перепуганная спросонья
мать.
— Спите… Скоро приду. Или вдруг скажет матери:
— Дай куриное перо.
И возится, возится в своём уголке, кряхтит, вздыхает.
“Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало”, — подумает
Наталия. Потом взглянет — перо ободрано.
— Так обдерут нашего царя, — скажет Матронушка.
— Нельзя такие вещи говорить!
— Не бойся, мама, его уже кругом ободрали. И нашу церковь
обдерут.
Однажды мать заметила, что Матронушка сняла с себя крест, и
стала ругаться:
— Зачем крестик снимаешь? Замучила ты меня, слепая, своими
выходками! Куда дела крест?
— Это ты, мамочка, слепая: у меня крестик на груди всегда. И его
не снимаю.
И показала выпуклость на груди в виде креста.
Однажды, говорят, явился к Никоновым прохожий старец с белой
бородой и попросил воды. Матронушка, будто зрячая, взяла корец, зачерпнула
воды, подала. Старец испил воды, а потом коснулся Матронушки. И сказал:
— Спаси тебя Христос!
Когда старик ушел, Димитрий, отец Матронушки, сказал:
— Очень похож на Николу Угодника. Не он ли?
— Неужели сам Никола? — удивилась Наталия.
От прикосновения Николая Чудотворца у маленькой Матронушки,
говорят, и появился на груди крест. Другие говорят, что родилась с крестом. Как
было на самом деле? То Богу ведомо.
ПРЯМАЯ СОЛОМА
Жалко, что рядом с Матронушкой не оказалось внимательного и
памятливого человека, который записал бы чудесные случаи из её жизни. Теперь
многое забыто, а кое-что и непонятно. Особенно маленьким ребяткам. Впрочем,
умные ребята задают взрослым вопросы по ходу рассказа. Например, такой: “Что
это такое — прямая солома, которую клали в печи? Есть разве кривая?”
Прямая солома — это срезанная серпом, не измятая и не
изломанная. Прямой соломой в Тульской губернии, бедной лесом, покрывали крыши;
из неё делали соломенные шляпы, ребята плели коврики, косички и те же шляпки,
но только для кукол. Теперь, пожалуй, и не встретишь соломенной шляпки.
Изломанная после комбайна солома не годится даже на постель: труха и крошки,
если попадут за шиворот, не дадут спать. А соломенные шляпки очень красивы.
Будто сделаны из золота.
И ещё. Недалеко от Себина раскинулось Куликово поле (местные
говорят: Куликово), где произошло самое, наверное, крупное и кровопролитное
сражение средневековья, решившее судьбу России, а может, и Европы. Полководец
кочевников Мамай со своим несметным конным войском намерен был, разбив русских,
пойти на Европу. Европейцы не умели воевать с кочевниками, для которых вся
жизнь — война.
А как не вспомнить игумена земли Русской — святого Сергия
Радонежского, который благословил великого князя Московского Димитрия Донского
на эту битву и отправил с ним двух своих иноков-богатырей — Александра
Пересвета и Андрея Ослябю?
Можно сказать, что и Матрона Московская продолжила завещанное
святым Сергием — жить по единственному спасительному для России закону Святой
Троицы, Единосущной и Нераздельной.
Вот в какие исторические и духовные дали уводит нас простой
детский вопрос о соломе! А разве не овевали маленькую Матронушку ветры Куликова
поля?
Однажды во время купания Матронушки Наталия поглядела на крестик
маленькой дочери, полученный не то от Николая Чудотворца, не то при рождении, и
подумала: “Таковой не снимешь и не потеряешь. Тяжек твой крест, бедное,
несчастное дитя!”. И смахнула слезы.
— Это я-то несчастная? — засмеялась Матронушка. Потом помолчала
и добавила: — Несчастны мои братцы — Ваня да Миша.
“Как узнала, что я подумала? — озаботилась Наталия. — Неужели
прозорливая и читает чужие мысли?”
ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Слепая Матронушка не могла участвовать в детских играх, а
обыкновенные для ребячьего возраста шалости оборачивались для неё мукой.
Подружки дразнили её и нередко обижали: то крапивой настегают, то в яму спихнут
и наблюдают, как слепая девочка наощупь выбирается и блуждает в поисках дома.
Но скоро она наладилась ходить в Божий дом — церковь. Сперва с родителями на
воскресную литургию, а потом и сама научилась находить дорогу ко храму. И
ходила уверенно, будто зрячая. У неё было и свое любимое местечко: слева за
входной дверью у западной стены. Здесь её всегда можно было найти. Она,
говорят, и выросла при храме и замечательно знала все службы.
Её личико как бы светилось в сумраке храма; такие светлые лица
бывают у праведников, для которых каждый миг жизни — радость, а всё зло мира
сего — лишь временные неудобства; надо ли на них обращать внимание, если конец
всех хождений по мукам счастливый — Царствие Небесное?
ХРИСТОВА НЕВЕСТА
Как-то Матронушка сказала матери:
— Мама, готовься, у меня скоро свадьба.
— Что ты, доченька? — испугалась Наталия. — Какая ещё свадьба?
И заспешила к священнику, а сама думала: “Не иначе, как девчонка
умом повредилась”.
Отец Василий сам пришёл к Никоновым, исповедал и причастил
Матронушку, а Наталии и Димитрию сказал:
— Ничего не бойтесь. У неё особый союз.
Наталия и Димитрий переглянулись: как следует понимать сказанное
священником?
— Она от рождения Христова, — пояснил тот.
— Христова невеста? — переспросила Наталия. — Монахиня, что ли?
— Её телесная слепота крепче любых стен монастырских, а её
любовь к Спасителю мира — любовь к избранным овцам стада Его.
“Понятно, — подумала Наталия. — Земного у неё ничего нет. И быть
не может”.
На другой день к дому Никоновых подкатили две повозки, а в них
люди.
— Не здесь ли живет прозорливая девица, которая исцеляет
болезни? У нас больной.
Димитрий и Наталия не знали, что и ответить, а маленькая
Матронушка крикнула из своего уголка:
— Это ко мне. Я ведь говорила, что будет свадьба.
“Понятно, — подумала Наталия, — союз со всеми недугующими ”.
БЕЗДОМНАЯ СТРАННИЦА
Братья Матронушки Михаил и Иван поступили в большевики, стали
сельскими активистами и воевали то с единоличником, который не желал сбиваться
в колхозные стаи, то с Церковью, то с Матронушкой. Присутствие в доме
блаженной, которая примером собственной благочестивой жизни учила хранить веру
Православную, создавало для братьев большое неудобство: они могли в любую
минуту пострадать от власти, ради которой отказались от веры отцов. И
Матронушка, жалея их — зрячих, здоровых, грамотных, — стала искать способа
уехать. И уехала в Москву ради братьев, которых считала несчастными людьми.
Покинув дом родной и своих партийных братьев, она — слепая и
беспомощная — останавливалась, где примут Христа ради. И порой попадала к
хозяевам не очень хорошим. Она, подобно святым бессребреникам Косьме и Дамиану,
никогда не брала платы за свои исцеления, но ей, правду надо сказать, кое-что
приносили: кто хлебца, кто рыбки.
Она ежедневно принимала не менее сорока увечных и сломленных
духом людей и учила спасаемых не только своими притчами и советами, но примером
собственного смирения и стойкости. Ведь у неё не было ничего: ни угла, ни
имущества, ни запасов, ни паспорта, ни денег, ни хлеба. Даже тот хлеб, который
ей приносили, до неё не доходил. Однажды попала она к злой бабке Пелагее,
которая забирала все приношения для своих многочисленных родственников и
держала свою кормилицу впроголодь. А порой и поколачивала её, если была пьяна.
Матронушка у неё просит стакан воды, а та ворчит:
— Не время ещё!
Матронушка по примеру гонимых праведников только Господа
благодарила за свои новые и новые испытания, крупные и мелкие, а на Пелагею
даже не злилась: у этой вздорной особы жизнь тоже была не сладкая.
А то, что Матронушка порой не получала и стакана воды, никак не
отражалось на её всегда ровном, добродушном и радостном настроении.
— Зачем осуждать других людей? — говорила она очередному своему
гостю, который пришёл за советом и исцелением. — Каждая овечка будет подвешена
за свой хвостик. Чего тебе до других хвостиков!
— Чего ты, слепая, понимаешь в овцах! — ворчала из-за
перегородки пьяная Пелагея, — Тоже мне, овцевед!
— Близко и при дверях уже времена страшные, — продолжала
Матронушка, не обращая внимания на шутки пьяной хозяйки. — Теперь перед вами
лежит крест и хлеб. Что выберете?
— Как можно без хлеба? — возражали ей. — Вдруг у тебя самой весь
хлеб отнимут?
(А ведь так оно и было!)
— А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, снова
помолимся Спасителю нашему, съедим и сыты будем.
Пелагея только посмеивалась:
— Лопай, лопай свою земельку!
— Рады мы ради Христа, Света нашего, пострадать,— говорила
Матронушка. — Подаст кто кусок хлеба — спаси его Бог, а не подаст — да
благословенно Имя Господне!
И видела в алчной Пелагее чуть ли не посланца Божия, присланного
ей ради исполнения заповеди: “Возлюбите врагов ваших”. И любила её, и никогда
никому не жаловалась, что её обижают, как не жаловалась на своих обидчиц в
детстве.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Последние дни земной жизни Матронушки прошли на Сходне, в
Тушинском районе, где жили её родственники. Лишь пред близкой кончиной она,
совсем ослабевшая, сократила приём желавших видеть её.
Говорят, что она непостижимым образом узнала о своей кончине за
три дня и успела сделать все необходимые распоряжения, исповедалась и
причастилась.
Рассказывают, что иерей Димитрий, явившийся для исповеди и
причастия, был смущён волнением Матронушки в деле, по его понятиям, не
заслуживающем внимания: как сложить руки. (Матронушка уже не могла сидеть.)
— Неужели и вы боитесь смерти? — удивился он.
И она, по своему смирению и из любви к нам, ответила:
— Боюсь.
2 Мая 1952 года блаженная Матрона отошла от земных страданий
ради жизни вечной. И была погребена на Даниловском кладбище, где сиял один из
немногих действующих в Москве храмов. “Чтобы слышать службу”, — говорила она,
давая последние распоряжения. Погребение состоялось 4 мая в Неделю
Жен-Мироносиц при большом стечении народа. А за день до смерти она сказала:
— Все, все приходите ко мне на могилку и рассказывайте, как
живой, о своих скорбях, и я буду вас видеть, и слышать, и помогать.
Матрона Московская (Матрёна Дмитриевна Никонова) прославлена в
лике святых совсем недавно — 2 мая 1999 года. Ещё живы свидетели духовных
подвигов, духовных рассуждений и прозорливости Матроны Московской, но главное —
её поучительной для всех нас жизни праведницы, которая никогда никого не
осуждала, никогда ни на что не жаловалась и отдавала всю себя служению Богу и
людям. И теперь возле святых её мощей в Покровском монастыре, что на
Абельмановской заставе, совершаются видимые и невидимые чудотворения по вере
нашей.
Святая Блаженная старице Матроно, моли Бога о нас!
Подготовлено по материалам сайта Покровского
Ставропигиального монастыря Москвы http://www.pokrov-monastir.ru
и материалам сайта Благовещение. Библиотека православного
христианина books/matrona1/Main.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий