Дорогие друзья! Если вам хочется прочитать что-нибудь стоящее,
требующее вдумчивого чтения, обратите внимание на книгу «Подстрочник». Это замечательное
повествование, наполненное мудростью, теплотой и обаянием талантливого человека
- Лилианны Зиновьевны Лунгиной, литературной переводчицы. В ее переводах юные читатели
узнали «Малыша и Карлсона», «Пеппи», «Эмиля из Леннеберги». Она переводила романы
Гамсуна, Стриндберга, Фриша, Сименона, Бёлля и Виана. Ее сын - Павел Лунгин -
снял знаменитые фильмы "Остров" и "Царь", а муж – Семён
Львович, автор сценария не менее знаменитого "Добро пожаловать или
посторонним вход воспрещен".
«Подстрочник» - это запись устного рассказа известной
переводчицы о своей жизни. Она написана по рассказам Лунгиной в документальном
фильме Олега Дормана. Книга-воспоминание о себе, близких, родных и друзьях, в
которой описываются события, оставившие значительный след в жизни Лилианны
Зиновьевны - жизнь во Франции, Германии, возвращение в Советский Союз, учеба в
ИМЛИ, жизнь во время войны, встреча с Семёном Лунгиным. А что самое главное,
это личное восприятие и объективная оценка многих событий «тех давних лет». Читаются
воспоминания Лунгиной на одном дыхании, оторваться невозможно. Перед нами
проходит история страны: трагедии тридцать седьмого года, война и эвакуация,
"оттепель", распад советской империи и зарождение новой России.
Дорман О. Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею
в фильме Олега Дормана. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - 383 с.
Из Предисловия
к книге.
… Долгая жизнь Лилианны
Лунгиной прошла через разные страны и удивительно глубоко и ясно выразила
двадцатый век. Век, который подтвердил, что нет жизни всех — есть жизнь одного
человека. Что только один в поле и воин; что он сам и поле. Что человек — не
игрушка обстоятельств, не жертва жизни, а неиссякаемый и потому неуязвимый
источник добра.
В начале повествования она сформулировала свои жизненные
ориентиры: «Если говорят (во всяком
случае, я так думаю), что художественное произведение, книга, фильм, должны
нести какой-то «мессаж», какое-то послание людям, — и, наверное, каждое
такое свидетельство тоже должно нести какое-то послание, — то мой «мессаж»
я хочу сформулировать сразу. Больше всего мне хотелось бы передать, что нужно
надеяться и верить в то, что даже очень плохие ситуации могут неожиданно
обернуться совсем другой стороной и привести к хорошему. Я покажу, как в моей,
а потом в нашей с Симой жизни многие беды оборачивались невероятным,
удивительным счастьем, богатством, — я буду стараться подчеркивать это,
чтобы сказать, что не надо отчаиваться. Потому что я знаю, сейчас очень много
отчаяния живет в душах людей. Так вот, надо верить, надеяться, и постепенно
многое может оказаться с другим знаком».
У
Лилианны Лунгиной, ко всему прочему, был и такой талант: видеть хорошее в людях
и умение радоваться душевной красоте окружающих людей. Это мало кому даётся. А
у неё была такая душевная щедрость и удивительная искренность. Вот
заключительные строки «Подстрочника»: «…Главное в жизни – люди, и людей
замечательных гораздо больше, чем предполагаешь. <…> Надо внимательнее
присматриваться к людям вокруг. Может быть, не сразу увидишь, что они
замечательные, – надо дать себе
труд разглядеть то, что несет в себе человек. И может быть, это есть тоже
маленькая тропинка, ведущая к какой-то радости».
Хочу привести ещё некоторые цитаты из «Подстрочника»,
погружающие в чудесный мир этой книги.
«У меня ощущение от
прожитой жизни, что там сантиметрика, миллиметрика пустого не было. Все было
наполнено - чувствами, мыслями, делами какими-то. Содержанием каким-то. Хотя я
знаю, очень часто люди думают, что жизнь во многом пуста».
«В молодые годы даже
очень большое горе как-то изживается. Оказывается, что человек может пережить
больше, чем он полагает. Больше, чем это кажется возможным. Запас жизнеспособности
и прочности оказывается больше, чем ты предполагаешь».
«Все-таки в человеке
честном, по себе знаю, есть большая потребность подавить страх и хоть чем-то
помочь. Это потребность души. Просто чувствуешь себя безумно униженным, если не
смеешь этого сделать. Это именно унижение - не сметь протянуть руку. Это же
фактически - человек тонет, а ты проходишь мимо. Посвистывая».
«Жизнь безумна, но
всё-таки прекрасна. Она безумна, страшна, ужасна, но вместе с тем прекрасна, и
я всё-таки думаю, что хорошее в ней преобладает над плохим. Над страшным. Я в
этом даже уверена. Во всяком случае, мой опыт этому учит. Потому что главное в
жизни - люди, и людей замечательных гораздо больше, чем предполагаешь. Значит,
всё-таки хорошее побеждает плохое».
Комментариев нет:
Отправить комментарий