«Пасха красная» – так называется книга, написанная
на основе дневниковых записей и рукописей. Автор этой летописной повести -
паломница Оптиной пустыни Нина Александровна Павлова. Книга посвящена жизни,
смерти и подвигу трех Оптинских новомученников. В жизнеописаниях этих
удивительных людей - иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, открывается их приход к вере, принятие монашества
и тихий, незаметный подвиг. Книга «Пасха Красная» приоткрывает нам невидимые
тайны Монашества. Это книга-откровение.
Павлова Н.А. Пасха Красная: О трёх Оптинских
новомученниках, убиенных на Пасху 1993 года / Нина Александровна Павлова;
худож. И.Н.Вильчевский. - М.: Альта-Принт, 2010.- 415 с.: ил.
В 1993 году возрождающаяся калужская
Свято-Введенская Оптина пустынь, а вместе с ней и вся Россия были
потрясены чудовищным убийством: в день Светлого Христова Воскресения
ритуальным кинжалом были заколоты три насельника обители — иеромонах
Василий, иноки Трофим и Ферапонт. Однажды в кругу братьев обители иеромонах
Василий сказал: «Я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов».
Все, что происходило на Пасху 1993 года в
Оптиной пустыни, правдиво описала Нина Павлова в своей трагичной повести.
«Моросил стылый дождик вперемешку со снегом, а люди молча стояли
у немых колоколов. И все длилась эта немая Пасха с криком боли в душе: почему
безучастно молчит Россия, когда льется невинно православная кровь? Неужели мы
опять забыли, что молчанием предается Бог?! Так и стояли два дня, не замечая в
скорби, как монастырь заполняется людьми. А люди все прибывали и прибывали,
окружив звонницу плотным безмолвным кольцом.
Сейчас уже забылось, кто первым ударил в колокол, но многим
запомнился юный инок в выношенной порыжевшей рясе. Он был откуда-то издалека, и
никто его в Оптиной не знал. Но он был светловолос и голубоглаз, как Трофим, и
шел от ворот монастыря таким знакомым летящим Трофимовым шагом, что толпа,
вздрогнув, расступилась перед ним. "Звонари требуются?" — спросил
инок, вступив на звонницу. Все молчали. А инок уже вскинул руки к колоколам. И
тут оказалось, что сюда съехались лучшие звонари России! Звонили в очередь —
неостановимо. И звонили в эти дни все — дети, женщины и даже немощные Трофимовы
бабушки, приковылявшие сюда с клюшками, чтобы ударить в колокол: "Раз
убивают — будем звонить!"
Сорок дней и ночей не смолкая гудели колокола
Оптиной, будто силясь разбудить весь народ... И все же у Оптиной пустыни
светлое будущее. Эту надежду подают нам и ее прошлое, и настоящее. Теперь в Оптину
и Козельск, на дни памяти новомучеников Оптинских, собираются
представители со всей России. Один оптинский священник сказал: "Мы
потеряли трех монахов, а получили трех Ангелов". Здесь: http://www.optina.ru/martyrs/, на посвящённой им
странице, вы можете посмотреть материалы об Оптинских новомученниках.
От автора.
«Господи, благослови! Начну с признания, стыдного для автора: я
долго противилась благословению старцев, отказываясь писать книгу об Оптинских
новомучениках по причине единственной - это выше моей меры, выше меня.
Непослушание - грех, и старец предсказал: Полежишь полгода пластом, а тогда уж
захочешь писать". Вот и дал мне Господь епитимью за непослушание - я
надолго слегла и не могла исцелиться, пока не взмолилась о помощи Оптинским
новомученикам, решившись, наконец, писать.
"Пиши, как писала прежде", - так благословил меня на
труд архимандрит Кирилл (Павлов), подсказав тем самым жанр этой книги: не житие
- я никогда не писала их, но летопись событий. А складывалась летопись так - в
1998 году Господь привел меня паломницей в Оптину пустынь, и с тех пор я живу
здесь, став очевидцем тех событий, о которых и попыталась рассказать на основе
дневников этих лет. Такую Оптинскую летопись вел век назад православный писатель
Сергей Нилус, и жанр этот достаточно традиционен.
Еще одно пояснение. В православной литературе принято по
смирению скрывать свое имя, но в мартирологии особый чин свидетеля. В первые
века христианства, мучеников пострадавших за Христа, причисляли к лику святых
без канонизации - по свидетельским показаниям очевидцев, тоже нередко
становившихся мучениками. В мартирологии отсутствует свидетель аноним или
свидетель боязливый. Вот почему в книге присутствуют имена очевидцев жизни и
подвига трех Оптинских новомучеников.
По благословению духовного отца я тоже поставила под рукописью
свое имя, хотя все это не мое, и я лишь собиратель воспоминаний о новомучениках
и рукописей, оставшихся от них. Помню, какую радость пережила я вместе с
оптинской братией, когда удалось найти и вернуть в монастырь дневник убиенного
иеромонаха Василия. К сожалению, рукописи новомучеников разошлись после
убийства по рукам, и до сих пор не найден дневник инока Ферапонта. Благодарю
Господа нашего Иисуса Христа, пославшего мне в помощь высокочтимых отцов -
игуменов, иеромонахов, протоиереев, соучаствовавших в доработке рукописи и
исправлении допущенных мною неточностей. Простите меня, о. Василий, о. Трофим,
о. Ферапонт, если по немощи духовной написала о вас что-то не так, и молите Господа
о нас, грешных, да ими же веси судьбами спасет души наша!»
Об авторе:
Павлова Нина Александровна родилась в 1939
году на Алтае в Славгороде. В Москве закончила факультет журналистики, работала
в «Комсомольской правде», потом занималась драматургией, написав пьесы
«Вагончик», «Пятое время года» и другие. В 1988 году поселилась близ Оптиной
пустыни. Пишет рассказы на христианские темы. Нина Александровна Павлова – член
Союза писателей России.
Дорогие друзья! Когда вы возьмёте в руки эту
книгу, пожалуйста, не торопитесь. Просто прислушайтесь к словам, проникающим в
ваше сознание и сердце. Дайте им возможность затронуть вашу душу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий