Лето Господне. Эту книгу замечательного русского писателя Ивана
Сергеевича Шмелёва называют по аналогии
с другой его работой «Солнце мёртвых» — «Солнцем живых»! В книге как будто открывается душа народа:
неповторимая по выразительности речь, сладость традиций, красота радостей и проникновенность
скорбей.
Интересно читаются страницы, рассказывающие о том, как люди в
Чистый понельник, после масленицы, чистили, мыли и убирали свои дома. Особое
внимание уделялось тому, чтобы от «масленицы-обжираловки» «нигде ни крошки, ни
духу не было». Даже запахи в доме старались поменять! В комнату вносили сияющий
медный таз: масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич, на нем мятка, на
которые поливали уксусом. Поднимающийся кислый пар – вот он «незабвенный, священный
запах, запах Великого поста». С такими же красочными подробностями в романе
описываются и Благовещенье, и Пасха, и Троицын день…
На Вознесенье пекли у нас лесенки из
теста — «Христовы лесенки» — и ели их осторожно, перекрестясь. Кто лесенку
сломает — в рай и не вознесется, грехи тяжелые. Бывало, несешь лесенку со
страхом, ссунешь на край стола и кусаешь ступеньку за ступенькой. Горкин всегда
уж спросит, не сломал ли я лесенку, а то поговей Петровками. Так повелось с
прабабушки Устиньи, из старых книг. Горкин ей подпсалтырник сделал, с
шишечками, точеный, и послушал ее наставки; потому-то и знал порядки, даром,
что сроду плотник. А по субботам, с Пасхи до Покрова, пекли ватрушки. И дни
забудешь, а как услышишь запах печеного творогу, так и знаешь: суббота нынче.
Пахнет горячими ватрушками, по ветерку доносит. Я сижу на досках у сада. День настояще летний. Я сижу высоко, ветки берез вьются у моего лица. Листочки до того сочные, что белая моя курточка обзеленилась, а на руках — как краска. Пахнет зеленой рощей. Я умываюсь листочками, тру лицо, и через свежую зелень их вижу я новый двор, новое лето вижу. Сад уже затенился, яблони — белые от цвета, в сочной, густой траве крупно желтеет одуванчик. Я иду по доскам к сирени. Ее клонит от тяжести кистями. Я беру их в охапку, окунаюсь в душистую прохладу и чувствую капельки росы. Завтра все обломают, на образа. Троицын день завтра.
Пахнет горячими ватрушками, по ветерку доносит. Я сижу на досках у сада. День настояще летний. Я сижу высоко, ветки берез вьются у моего лица. Листочки до того сочные, что белая моя курточка обзеленилась, а на руках — как краска. Пахнет зеленой рощей. Я умываюсь листочками, тру лицо, и через свежую зелень их вижу я новый двор, новое лето вижу. Сад уже затенился, яблони — белые от цвета, в сочной, густой траве крупно желтеет одуванчик. Я иду по доскам к сирени. Ее клонит от тяжести кистями. Я беру их в охапку, окунаюсь в душистую прохладу и чувствую капельки росы. Завтра все обломают, на образа. Троицын день завтра.
«Лето Господне» - Праздники.
Троицын день
Однако, как только переходишь от светлых, радостных страниц "Лета Господня" к письмам и
воспоминаниям о жизни писателя,
начинаешь поражаться исключительному обилию испытаний и страданий,
перенесенных Шмелевым.
"Среднего роста, тонкий, худощавый,
большие серые глаза... Эти глаза владеют всем лицом... склонны к ласковой
усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими
складками-впадинами от созерцания и сострадания... лицо русское, - лицо прошлых
веков, пожалуй - лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича
Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц, Богородского уезда, Московской
губернии, - старовер, кто-то из предков был ярый начетчик, борец за веру -
выступал при царевне Софье в "прях", то есть в спорах о вере. Предки
матери тоже вышли из крестьянства, исконная русская кровь течет в жилах Ивана
Сергеевича Шмелева".
Кутырина
Ю. А. Иван Шмелев. Париж, 1960
Таким увидела его в эмиграции любимая племянница, Юлия Кутырина.
На его долгую жизнь выпало столько
горести и скорби, сколько вынесет не всякое сердце. И словно вопреки самой
судьбе и назло всем смертям, именно он
дал миру несколько десятков полных любви, света и смирения книг, каждая из
которых на свой лад рассказывает о том, что Господь не оставляет человека даже
в самые тяжелые времена...
Именно там, в эмиграции,
и была написана книга
«Лето Господне» — самое известное произведение Ивана Сергеевича Шмелева. Эта книга передает детское восприятие мальчиком Ваней Шмелёвым православных
праздников, семейных радостей и скорбей. Перед нами встаёт быт обыкновенной купеческой семьи в дни
праздников и горя. Семья Вани — это отец и мать, сестры и брат. А еще в семью
входит приказчик Василий Васильевич и кормилица, кучер, нянька, и кухарка. Особое
место в детских впечатлениях занимает отец Сергей Иванович, которому писатель
посвящает самые проникновенные строки.
"Отец не окончил курса
в мещанском училище. С пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал
леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался
подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни
торжеств, держал плотомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввел впервые в
Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинским. Кипел в
делах. Дома его видели только в праздник. Последним его делом был подряд по
постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину. Отец лежал больной
и не был на торжестве. Помню, на окне у нас была сложена кучка билетов на эти
торжества – для родственников. Но, должно быть, никто из родственников не
пошел: эти билетики долго лежали на окошечке, и я строил из них домики... Я остался после него лет семи".
Имена Иван и Сергей у Шмелевых передавались из рода в род. Отцу писателя
было всего 16 лет, когда он получил в наследство долг на 100 тысяч рублей, дом
на Калужской улице в Замоскворечье (купеческая сторона Москвы) и 3 тысячи
рублей наличными. Сергей Иванович Шмелёв
оказался человеком редкостной натуры: у него был открытый, располагающий
характер и необычайная энергия. Никакого опыта в делах, и четыре класса в
Мещанском училище. Он сумел расположить к себе многочисленных работников
и власть. Быстро научился ведения дел от старшего конторщика Василия
Васильевича Косого, который стал правой рукой отца, и спас семью от банкротства
и нищенкой жизни. Шмелевские рабочие были даже представлены царю Александру II
за прекрасно выполненную работу – помосты и леса храма Христа Спасителя.
Последней работой Сергея Ивановича Шмелева стала работа по изготовлению мест
для публики на открытии памятника А. Пушкину. Эту работу отцу так и не пришлось
увидеть. За несколько дней до открытия памятника отца трагически не стало: он
разбился на лошади и так не сумел выздороветь.
Главным после отца человеком был старый плотник – Горкин Михаил Панкратович.
Для мальчика Вани он «человек старинный,
заповедный». «Горкин
совсем особенный, тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню,
попарился, надел все чистое, - чистый сегодня понедельник! - только казакинчик
старый: сегодня все самое затрапезное наденут,
так «по закону надо». И грех смеяться, и надо
намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а
голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него
идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я
знаю, что он святой. Такие - угодники бывают...». Горкин был вегда рядом с отцом. Уже умирая, отец
писателя, говорил своей жене: «Дела мои не устроены. Трудно будет тебе.
Панкратыча слушай. Его и дедушка слушал, и я, всегда. Он весь на правде стоит.
Дай бог каждому иметь такого товарища в жизни. Да только и они редки».
Мать, Евлампия
Гавриловна Савинова.
Когда дела отца стали приносить приличный доход, он женился на купеческой
дочери, окончившей один из московских институтов благородных
девиц. Она вела жёсткий семейный уклад,
верила в сны, приметы, предчувствия, дурной глаз. Была очень строга в
воспитании детей. Писатель позже вспоминал, как его пороли: веник превращался в
мелкие кусочки. О матери Шмелев-писатель практически не пишет, а об отце –
бесконечно.
Будучи еще гимназистом, весной 1891
(Шмелеву было 18 лет) он познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони –
ученицей петербургского Патриотического института, в котором учились девушки из
военных семейств. Предки девушки по мужской линии были потомками древнего
шотландского рода и принадлежали к роду
Стюартов; деды были генералами. Мать Ольги была дочерью обрусевшего немца.
Родители Ольги снимали квартиру в доме Шмелевых, здесь во время каникул и
произошла первая встреча молодых людей, определившая их судьбу. В Ольге была
серьезность, увлеченность, начитанность. У нее были также большие способности к
живописи, развитый вкус. Вместе они прожили 41 год. Умерла Ольга Александровна
22 июня 1936 года. Эта утрата (после гибели единственного сына) окончательно
подорвала силы и здоровье Ивана Сергеевича.
«Как
пушинки в ветре…»
После октябрьского переворота Шмелёв переселился в Крым, надеясь на скорое
окончание гражданской войны. Здесь Иван Сергеевич потерял сына - Сергея, поверившего, что офицеры белой
армии, которые добровольно явятся с повинной, будут отпущены безо всяких
дальнейших преследований.
Единственный сын Шмелёвых, Сергей, в 1915 году был призван на
службу в Туркестан подпоручиком артиллерии. Вскоре сын заболел желтухой и после
отравления газом с поражёнными легкими был уволен с военной службы. Больным он
возвратился в Крым к родителям, и, признанный негодным к службе, работал в
штабной канцелярии Врангеля.
Ольга Александровна и Иван Сергеевич с сыном Серёжей. 1917 г. |
В ночь на 4 декабря
1920 года Сергея Шмелёва арестовали. Начались бесконечные просьбы похлопотать о судьбе сына и ожидание…. Наступил
март 1921 года, а Шмелевы все еще надеялись узнать участь сына. Иван
Сергеевич пишет Вересаеву о своем
предположении: сына переправили в Джанкой или Симферополь. Наступил апрель, в
доме Шмелевых не говорилось о самом страшном, но это страшное уже и
не исключалось. В одном из писем к Треневу Шмелев высказал мысль о гибели сына
и признался в том, что уже потерял
надежду увидеть его.
На запросы о судьбе Сергея ему сообщали, что он выслан на
север. В августе 1921 года Шмелев написал во ВЦИК, к Калинину и
Смидовичу, однако «ответа не последовало». Он писал А. Горькому, А.
Луначарскому, В. Брюсову. За годы гражданской войны власть в Крыму переходила
из рук в руки несколько раз. После разгрома армии Врангеля, большая часть ее
офицеров оказалась в эмиграции. Были и те, кто поверил амнистии, обещанной
новой властью. Они добровольно пришли для регистрации. Среди них был сын Ивана Шмелёва - Сергей.
В январе 1921 года
он был расстрелян в Феодосии. Иван Сергеевич долго об
этом не знал, искал сына, ходил по кабинетам чиновников, посылал запросы, в
письмах молил о помощи Луначарского: «Без
сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить... У меня взяли сердце.
Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком
своим кричу - помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не
повинен ни в чём».
Он уже не верил в то, что Сергей жив, и хотел хотя
бы найти следы сына: «Но я
ничего не узнал. Знаю только, что приговор был 29 декабря, а казнь «спустя
время», т.к. сын болел. Кажется месяц мой невинный мальчик ждал, больной,
смерти». «Пусть скажут. Пусть снимут камень. Сын не был ни активным, ни врагом.
Он был только безвинным человеком, тихим, больным, страдающим. В больнице,
одинокий, он два месяца провёл в подвале-заключении. Заеденный вшами, голодный,
месяц ожидавший смерти. За какое преступление? Только за то, что назывался
подпоручиком!» «Я не ищу вины. Я хочу знать - за что? Я хочу знать день смерти,
чтобы закрепить в сердце». «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать
их земле. Это мое право. Помогите».
Сказать просто, что он любил своего единственного сына Сергея,–
значит, ничего не сказать. Смерть сына
потрясла Шмелева. Страдания отца описанию не поддаются. В каждом его письме -
нестерпимая боль утраты. Из письма к Вересаеву: «Часто хочу заболеть сильно, до смерти. Боюсь за жену, за её
сиротство». «Горько, больно. Вот она, скверная усмешка жизни. Вся моя
«охранная-то грамота» в сыне была. И будь он со мной, я бы теперь не сидел, я и
жена, бедняжка, как убитые жизнью люди, в дыре у моря, в лачуге, у печурки, как
богадел[ы]... Ну, да что говорить. Думаешь иногда - молчи, не объясняй людям, -
не поймут, ибо не испытали твоего...».
После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до
неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился в
согнутого, седого старика, а Ольга Александровна, узнав о расстреле сына, вмиг
поседела и потеряла все зубы. Приехав в Москву, Шмелёвы стали хлопотать о
выезде из страны: «Мне нужно
отойти подальше от России, чтобы увидеть её всё лицо, а не ямины, не оспины, не
пятна, не царапины, не гримасы на её прекрасном лице. Я верю, что лицо её всё
же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюблённый в отлучке вдруг вспоминает
непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо
отойти». «Где ни быть - всё одно. Могли бы и в
Персию, и в Японию, и в Патагонию. Когда душа мертва, а жизнь только известное
состояние тел наших, тогда всё равно. Могли бы уехать обратно хоть завтра.
Мёртвому всё равно - колом или поленом»,- это строки из писем
Шмелёва к Тренёву и Бунину.
В 1922 году
Шмелёву предоставили возможность
поехать за границу для лечения. Осенью 1922 года семья Шмелевых выехала в
Берлин. Вот что пишет своей любимой племяннице и душеприказчице Юлии Кутыриной:
«Мы в Берлине!
Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно… Мы с Олей
разбиты душой и мыкаемся бесцельно… И даже впервые видимая
заграница — не трогает… Мертвой душе свобода не нужна… Итак, я,
может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге, затем
Италия на один или два месяца. И — Москва! Смерть —
в Москве. Может быть, в Крыму. Уеду умирать туда. Туда, да. Там
у нас есть маленькая дачка. Там мы расстались с нашим бесценным,
нашей радостью, нашей жизнью… — Сережей. — Так я любил его, так
любил и так потерял страшно. О, если бы чудо! Чудо, чуда хочу! Кошмар
это, что я в Берлине. Зачем?».
Никто так и не сказал отцу, за что расстреляли Сергея Шмелева; в
служебной записке от 25 мая 1921 года председатель ВЦИК Калинин писал наркому
просвещения Луначарскому: «...расстрелян,
потому что в острые моменты революции под нож революции попадают часто в числе
контрреволюционеров и сочувствующие ей».
Из Берлина по приглашению Бунина Шмелёвы перебираются во Францию. Несмотря на все
тяготы, их эмигрантская жизнь в Париже по-прежнему напоминала уклад жизни в
России со многими постами,
обрядами. Православный быт, сохранявшийся в семье, произвел
неизгладимое впечатление на их внучатого племянника — Ива
Жантийома-Кутырина. Этот маленький мальчик стал
для Шмелёвых вторым сыном. Родители Ива
развелись, ребёнок остался с матерью и вскоре был крещён по
православному обряду с именем Ивистион. Крестным отцом Ивушки, как его ласково
называли, стал Иван Сергеевич Шмелёв. «Дядя Ваня очень серьезно относился
к роли крестного отца, — пишет Жантийом-Кутырин. — Церковные
праздники отмечались по всем правилам. Пост строго соблюдался.
Мы ходили в церковь на улице Дарю, но особенно часто —
в Сергиевское подворье».
И.С. Шмелёв с женой, племянницей и маленьким Ивушкой. 1927 г. |
Так маленький Ив вошёл в семью и в сердце русского писателя: «Они восприняли меня как дар Божий. Я
занял в их жизни место Серёжи... О
Серёже мы часто вспоминали, каждый вечер о нем молились». «Он (Шмелёв)
воспитывал меня как русского ребенка, я гордился этим и говорил, что только мой
мизинец является французом. Свой долг
крёстного он видел в том, чтобы привить мне любовь к вечной России,
это для меня он
написал «Лето Господне». И его первый рассказ начинался словами: "Ты
хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество"...»
И.С.Шмелёв с племянником |
Больной, измученный, он, наверное, не нашел бы сил жить дальше,
если б не Ивушка и, конечно, жена. «Тетя Оля, — продолжает Жантийом, — была ангелом-хранителем писателя, заботилась о нем, как наседка…
Она никогда не жаловалась… Ее доброта и самоотверженность были
известны всем. …Тетя Оля была не только прекрасной хозяйкой,
но и первой слушательницей и советчицей мужа. Он читал
вслух только что написанные страницы, представляя их жене для критики.
Он доверял ее вкусу и прислушивался к замечаниям».
Шмелёв, постоянно окружённый заботой, даже и не подозревал, на
какие жертвы шла его жена, он понял это только после её смерти. Ольга
Александровна Шмелёва скончалась внезапно, от сердечного приступа в 1936 году.
В это время Шмелёвы намеревались посетить Псково-Печерский
монастырь, куда
эмигранты в то время ездили не только в паломничество, но и чтобы ощутить
русский дух. Монастырь находился на территории Эстонии, граничащей с бывшей
Родиной.
Поездка состоялась спустя полгода. Покойная и благодатная
обстановка обители помогла Шмелеву пережить это новое испытание, и он с
удвоенной энергией обратился к написанию "Лета Господня" и
"Богомолья", которые на тот момент были еще далеки от завершения.
Окончены они были только в 1948 году - за два года до смерти писателя. «Доживаем
дни свои в стране роскошной, чужой. Все - чужое. Души-то родной нет, а
вежливости много» - говорил он Куприну. Отсюда, из чужой и
"роскошной" страны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится
Шмелеву старая Россия, а в России - страна его детства, Москва, Замоскворечье.
«Я вижу... Небо внизу
кончается, и там, глубоко под ним, под самым его краем, рассыпано пестро,
смутно. Москва... Какая же она большая!.. Смутная вдалеке, в туманце. Но вот,
яснее... — я вижу колоколенки, золотой куполок Храма Христа Спасителя,
игрушечного совсем, белые ящички-домики, бурые и зеленые дощечки-крыши, зеленые
пятнышки-сады, темные трубы-палочки, пылающие искры-стекла, зеленые
огороды-коврики, белую церковку под ними... Я вижу всю игрушечную Москву, а над
ней золотые крестики».
Последние годы своей жизни Шмелев проводит в одиночестве,
потеряв жену, испытывая тяжелые моральные и физические страдания. Он решает жить "настоящим
христианином" и с этой целью 24 июня 1950 года, уже тяжелобольной,
отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, основанную в Бюси-ан-От, в 140
километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня
матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала:
"Мистика этой смерти поразила меня - человек приехал умереть у ног Царицы
Небесной, под ее покровом".
Диана Несыпова. Портрет И.С. Шмелёва |
В апреле 2000 года племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал
Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева; таким образом, на родине
оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года с
благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах
Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в
Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых. Так спустя более полвека
со дня своей смерти Шмелев вернулся из эмиграции.
Шмелев страстно мечтал вернуться в Россию, хотя бы посмертно. Уверенность,
что он вернется на Родину, не покидала его все долгие годы, прочти 30 лет. «…Я
знаю: придет срок – Россия меня примет!» - писал Шмелев. За несколько лет до
кончины он составил духовное завещание, в котором отдельным пунктом выразил
свою последнюю волю: «Прошу, когда это станет возможным, перевезти мой прах и
прах моей жены в Москву». Писатель просил, чтобы его похоронили рядом с отцом в
Донском монастыре. Господь по вере его исполнил его заветное желание.
Использованы сайты:
Комментариев нет:
Отправить комментарий