Дорогие друзья! Мы продолжаем знакомить вас с
книгами из фонда православной литературы «Радонеж». Совсем скоро, 8 июля, будет
отмечаться праздник – Всероссийский День
семьи, любви и верности. Поэтому для обзора и знакомства была выбрана книга Даниловой Татьяны Николаевны «Пётр и Феврония.
Наша главная история любви».
Данилова, Т.Н. Петр и Феврония. Наша главная
история любви/Т.Н.Данилова. – М.: Вече, 2010. – 320 с. – (Православие. Традиции.
Люди).
О чем эта книга – понятно из его названия. Петр
и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей
жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. «Где искать покровительства
тем, кто хочет прожить достойную жизнь в браке? У святых Петра и Февронии
Муромских. Только их в сонм святых привела любовь. Любовью они стали угодны
Господу. Именно Петр и Феврония наполнили брак – таинство любви - конкретным
содержанием. Как они смогли явить не только идеал семьи, но и правления,
опережая время? Автор книги повествует о деяниях святых, устанавливает мотивы,
приведшие к их канонизации; прослеживает, как складывалась традиция их
почитания на протяжении веков», - читаем мы в аннотации к этой книге.
История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных
супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли.
Так в середине ХV
века на основе устной легенды и возникла повесть.
Создателем повести»
является Ермолай Еразм, современник Ивана Грозного. Это один из шедевров
древнерусской повествовательной литературы, и имя автора ее должно стоять в
ряду самых видных писателей русского средневековья. Как полагают
ученые, по поручению митрополита Макария для Великих Четьих Миней
Ермолаем-Еразмом было написано житие
муромских святых.
Четьи - Минеи - так
в древности называли душеполезные сборники на каждый день года. Слово
«четьи-минеи» происходит из двух языков – «четьи» означает «чтение», «минеи» –
«по месяцам», от греческого – «месяц». Первоначально они были созданы для чтения за
монастырской трапезой и лишь много позже перекочевали в храмовые и домашние
библиотеки. Минеи существовали в
двух основных видах: служебные, содержавшие только службы святым, почитаемым в
данный месяц и расположенные по дням их памяти, и четьи, предназначенные для
чтения и содержавшие тексты житий и сказаний о праздниках. В минеях-четьих
материалы также располагались по месяцам и дням. Так как некоторые жития бывали
слишком велики по объему, то для миней-четьих нередко составлялись специально
сокращенные — «минейные» редакции.
Федор Михайлович Достоевский писал: «…По всей
земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много
рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи
прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их
заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти
рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В
этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и
очистительное. Даже худые, дрянные люди получали нередко странное, неудержимое
желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом…»
Титульный лист деяний Стоглавого собора |
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, в 1529 году, еще будучи
архиепископом Новгородским, поставил перед собой, казалось бы, невыполнимую
задачу – в 12 томов собрать все чтимые на Руси книги. По всем городам,
монастырским библиотекам начался сбор книг.
В работе участвовали многие писатели, переводчики, переписчики. В
результате многолетних трудов появились «Великие
Четьи-Минеи», в которые вошли жития и похвальные слова святым, поучения,
послания, собранные в календарном порядке, по месяцам. В двенадцать огромных
томов (13 528 листов размером 37x25 см) вошли «все святыя книги... которые в
Русской земле обретаются, и с новыми святыми чудотворцы». Были созданы три списка, состоящие из 33 тысяч
листов большого формата. Первый был положен в Успенский собор Кремля; второй
хранился в царских палатах и предназначался царю Ивану Грозному; третий был
определен автором житий в новгородский Собор Святой Софии.
Именно для
Миней Четьих первоначально и предназначалось повествование о житии святых новых
чудотворцев Муромских. Автором
повести считается Ермолай-Еразм - выдающийся русский мыслитель, писатель и
публицист. Сведений о нём дошло немного. Был он священником и жил в 40-е года
XVI века в Пскове. Затем служил протопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а
позднее постригся в монахи. В настоящее время известно большое число произведений,
подписанных его именем. До иночества он подписывал свои труды именем Ермолай,
после пострижения — "Ермолай, во иноцех Еразм", кроме того, он
называл себя "прегрешным". Наибольшую творческую активность
Ермолай-Еразм проявил в годы своего московского жительства, поскольку был
привлечен митрополитом Макарием к участию в создании различного рода
произведений богословского характера, в том числе житий для Великих Миней
Четьих. В Москве Ермолаем-Еразмом были написаны по крайней мере три
произведения, в том числе, и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Её
появление на свет связано с церковным собором 1547 года, на котором были
канонизированы муромские святые.
Слово «повесть» в средневековой Руси имело иное смысловое
наполнение, чем в наши дни, и обозначало не жанр повести, сложившийся в XIX
веке. Оно имело значение «повествование». Полное же название произведения
таково: «Повесть о житии святых
новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального
князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и
преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией.
Благослови, отче» (перевод). О популярности сочинения Ермолая Еразма
говорят сотни его списков XVI-XVII вв. Православный автор показывает, что беды
в мир приходят не только от дьявола — носителя зла, но и от корысти, глупости и
властолюбия людей.
А в конце хотелось бы обратить внимание на заключающие творение
слова Ермолая-Еразма. Заканчивается житие хвалой Петру и Февронии и просьбой
автора к Святым помянуть его в своих молитвах к Богу. Эти строки показывают искреннюю веру автора в
то, что эти святые существуют и могут услышать его молитву: «Да помяните и меня, многогрешного,
написавшего житие это. Написал о том, что слышал, - не ведая, может быть, и
другие о том написали, знающие более меня. Хоть я и грешен и груб, но уповаю на
божии щедроты и благодать и на ваши молитвы ко Христу надеюсь, трудился я
мыслями. Хотел вас на земле хвалами почтить. Прославлены вы и венчаны на
небесах истинными нетленными венцами от общего всем Владыки Христа. Ему же
подобает со безначальным его отцом вместе, и с пресвятыми благими, и
животворящим духом всякая слава, честь и поклонение ныне и всегда и во веки
веков. Аминь».
В житии этих святых не найти ни
подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову.
Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным,
явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила
их как образец христианского супружества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий