«Синяя Птица» – феерия-сказка, воплотившая
в себе философию мечты. Свою волшебную театральную пьесу бельгийский писатель
Морис Метерлинк написал в 1908 году, а право первой постановки доверил
Константину Сергеевичу Станиславскому. 30 сентября 1908 года на сцене
Московского Художественного театра состоялась премьера «Синей птицы». И вот уже
более ста лет она не сходит с подмостков театров всего мира и продолжает
волновать сердца зрителей. Не удивительно, что Синяя Птица с легкой руки
Метерлинка стала универсальным символом счастья, справедливости и веры в добро.
«Мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей…» - необычная и талантливая пьеса
призывает всех нас отправится в путешествие за мечтой. Давайте и мы заглянем в таинственный
мир этой книги.
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать — дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением. До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Метерлинк М. Синяя Птица / Пересказ с фр. и
ил. Б.А.Дехтерева. - М.: Дет. лит., 1994.-119 с.: ил
Для ребят младшего школьного возраста, которым тяжело читать
пьесы, в нашей библиотеке есть «Синяя Птица» в пересказе и с иллюстрациями
Бориса Дехтерева.
Вот как всё началось. В предрождественскую ночь, в избушку дровосека, где живут двое
детей - мальчик Тильтиль и девочка Митиль, - наведывается старая соседка Берленго.
У неё заболела внучка. На глазах у детей она превращается в фею Берилюну, и по
ее просьбе дети отправляются в волшебную страну на поиски Синей Птицы, которая
должна помочь больной девочке. Чем же больна девочка? - Странно, но она больна
тем, что «Ей хочется счастья»!
Добрые и отзывчивые дети готовы помочь, но
где искать птицу счастья – никто не знает. А какая же сказка без чудес и
волшебства? В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет
видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам
сердца. Перед детьми раскрывается удивительный мир привычных вещей, их души,
характеры. На глазах брата и сестры оживает Огонь и Вода, Хлеб и Сахар,
заговорили любимые Кошка и Собака. А ещё Фея даёт
ребятам в помощники волшебный алмаз, способный всех переносить в пространстве и
во времени. Иллюстрация Б.Дехтерева |
Герои книги столкнутся с добром и
великодушием, подлостью и предательством, страхом и мужеством. Их захватывающие
странствия будут насыщены фантастическими приключениями, трудностями и
переживаниями. В поисках Синей птицы героям пьесы придется преодолеть несколько
«царств» – Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Заколдованный Лес, Страну Мертвых,
Сады Блаженств, Царство Будущего. Дорога
пройдёт через Страну Воспоминаний, где Тильтиль и Митиль встретятся с бабушкой
и дедушкой уже покинувшими этот мир. Оказывается, умершие на самом деле не
прекращают своего существования, а погружаются в сон, от которого они
пробуждаются лишь тогда, когда их вспоминают.
В Стране Радостей и Блаженств дети научатся
видеть и чувствовать прекрасные подлинные Блаженства – Быть Здоровым, Дышать
Воздухом, Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Солнечных Дней,
Заходящего Солнца, Зажигающихся Звезд, Зимнего Очага, Невинных Мыслей, Блаженство
Бегать По Траве Босиком. И Радости – Мыслить, Понимать, Любить, Быть Справедливым,
Быть Добрым, Созерцать Прекрасное – все то, что делает человека действительно
счастливым. Великая Радость Материнской Любви, чье «платье соткано из поцелуев,
взглядов и ласк, каждый из которых вплетает в ткань по солнечному или лунному
лучу», – даст детям свое покровительство, но не в силах помочь отыскать Синюю
Птицу.
Путь к счастью трудный, он никому не дается
легко: нужно преодолеть свои страхи перед неизвестным, понять самого себя,
оказывать сопротивление влиянию зла. Ведь в садах Блаженства есть вредные Тучные
Блаженства, от которых надо спасаться. И имена-то им под стать: Блаженство Быть
Собственником, Блаженство Утоленного Тщеславия; Блаженство Пить, Когда Уже Не
Чувствуешь Жажды; Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода; Блаженство Ничего Не
Знать; Ничего Не Понимать; Ничего Не Делать.
Путешествуя дети выдержали не одно
испытание и прошли через множество удивительных миров. В мрачном Дворце Ночи,
среди Лунных птиц сновидений они увидят множество синих птиц. Но, увы, это будут
всего лишь призраки. И все синие птицы, которых находит Тильтиль со своей
сестрой, при свете дня теряют свою волшебную синеву. «Цвет небесный, синий
цвет» снова зовёт героев в нелёгкий путь. «Той единственной Синей птицы,
которая выносит дневной свет, ты ещё не поймал... Она улетела куда-нибудь
ещё... Но мы её отыщем», — говорит Тильтилю Душа Света после очередной неудачи…
Вы хотите узнать, чем закончились эта
история? Найдут ли дети желанную птицу, чтобы
вылечить больную девочку? - Приходите к
нам в библиотеку за книгой Метерлинка «Синяя Птица»! Обещаем вам несколько
приятных часов, проведённых с удивительной сказкой, которую можно читать в
любом возрасте.
Синяя Птица; Обручение: Пьесы / Морис
Метерлинк; [Пер. с фр. Н. М. Любимова]; Худож. Г. Е. Кузнецов. – Киев: Молодь,
1988. – 256 с: ил.
Это издание для среднего и старшего школьного возраста. Здесь
можно прочитать и продолжение «Синей Птицы» - пьесу «Обручение», написанную
Метерлинком через десять лет после феерии-сказки. Тильтиль вырос. Ему предстоит
выбор невесты. Фея Берилюна напутствует его: «Речь идет о выборе великой и
единственной любви всей твоей жизни: ведь у каждого человека бывает только одна
любовь… Если он его упустит, то бродит потом по свету как неприкаянный…»
Об авторе:Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать — дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением. До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Мальчика начали готовить в преемники отцу
по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не
интересовался ни историей, ни правом и отдавал все свободное время литературе и
музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял,
чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского
университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг.
Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж,
чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк
все свое время посвящал литературе и музыке.
В 1886 году состоялся литературный дебют
Мориса — в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла
«Убийство невинных». В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил
первую книгу — сборник стихов «Теплицы». В том же году он «издал» свою первую
пьесу «Принцесса Мален». Шедевр был напечатан на ручном печатном станке тиражом
в двадцать шесть экземпляров. Сюжет пьесы заимствован из сказки братьев Гримм.
Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит
своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с
десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Но совсем
неожиданно «слава постучалась в дверь». 24 августа 1890 года в парижской
«Фигаро» появилась статья известного критика Октава Мирбо, в которой
сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение
нашего времени». Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему
необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло
сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну
за другой написал несколько пьес «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь
принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Большинство из них были основаны
на традиционных сказочных сюжетах, но в каждой автор предлагал нетрадиционную
развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались
счастливо. Герои Метерлинка попадали в самые замысловатые приключения,
совершали долгие путешествия и одерживали победы над силами природы и рока.
В 1895 году в одном из гентских театров Морис
познакомился с актрисой Жоржеттой Леблан, которая вскоре стала его женой. Это
была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет
совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала
Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные
взаимоотношения с издательствами и режиссерами. Через год после свадьбы они
переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как
начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и
судьба». Самым известным из них стал первый, в котором писатель в
аллегорической форме рассказал историю человечества.
К началу XX века Метерлинк превращается в
крупную фигуру прогрессивно-романтической драматургии. В 1908 году, в
Нормандии, Морис Метерлинк написал феерию «Синяя птица», которая принесла ему
всемирную известность, став безусловным шедевром мировой драматургии. После
оглушительного успеха театральной постановки К. С. Станиславского, «Синяя птица»
обошла сцены всего мира, а великий писатель получил огромное количество писем с
просьбой продолжить рассказ о своих героях. В 1918 году он написал продолжение
«Синей птицы» - пьесу под названием «Обручение», в котором завершил историю
мальчика Тильтиля.
В 1911 году Метерлинку была присуждена
Нобелевская премия по литературе «за многогранную литературную деятельность, в
особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и
поэтической фантазией». Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в
Швецию на ее вручение. С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается
записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв
отклонили из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в
длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги
он отдавал в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной
драмы, его отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
В 1919 году Метерлинк снова женился на
молодой актрисе Рене Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в
столице Франции. В это время он окончательно отошел от драматургии и
опубликовал еще одну философскую книгу — «Жизнь термитов». Под видом
муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно
начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал превращение
людей в механических исполнителей чужой воли.
В 1932 году король Бельгии пожаловал
писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война и Франция была
захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию. Однако уже в
1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать
в США. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк «Пчельник».
Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.
Полезные ссылки:
1. Энциклопедия Великих Людей и Идей: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/pisateli/moris_meterlink/2-1-0-84
Комментариев нет:
Отправить комментарий