вторник, 15 октября 2013 г.

Синяя Птица

«Синяя Птица» – феерия-сказка, воплотившая в себе философию мечты. Свою волшебную театральную пьесу бельгийский писатель Морис Метерлинк написал в 1908 году, а право первой постановки доверил Константину Сергеевичу Станиславскому. 30 сентября 1908 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера «Синей птицы». И вот уже более ста лет она не сходит с подмостков театров всего мира и продолжает волновать сердца зрителей. Не удивительно, что Синяя Птица с легкой руки Метерлинка стала универсальным символом счастья, справедливости и веры в добро. «Мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей…» - необычная и талантливая пьеса призывает всех нас отправится в путешествие за мечтой. Давайте и мы заглянем в таинственный мир этой книги.


Метерлинк М. Синяя Птица / Пересказ с фр. и ил. Б.А.Дехтерева. - М.: Дет. лит., 1994.-119 с.: ил
Для ребят младшего школьного возраста, которым тяжело читать пьесы, в нашей библиотеке есть «Синяя Птица» в пересказе и с иллюстрациями Бориса Дехтерева. 
Иллюстрация Б.Дехтерева
Вот как всё началось. В предрождественскую ночь, в избушку дровосека, где живут двое детей - мальчик Тильтиль и девочка Митиль, - наведывается старая соседка Берленго. У неё заболела внучка. На глазах у детей она превращается в фею Берилюну, и по ее просьбе дети отправляются в волшебную страну на поиски Синей Птицы, которая должна помочь больной девочке. Чем же больна девочка? - Странно, но она больна тем, что «Ей хочется счастья»!
Добрые и отзывчивые дети готовы помочь, но где искать птицу счастья – никто не знает. А какая же сказка без чудес и волшебства? В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца. Перед детьми раскрывается удивительный мир привычных вещей, их души, характеры. На глазах брата и сестры оживает Огонь и Вода, Хлеб и Сахар, заговорили любимые Кошка и Собака. А ещё Фея даёт ребятам в помощники волшебный алмаз, способный всех переносить в пространстве и во времени.

Герои книги столкнутся с добром и великодушием, подлостью и предательством, страхом и мужеством. Их захватывающие странствия будут насыщены фантастическими приключениями, трудностями и переживаниями. В поисках Синей птицы героям пьесы придется преодолеть несколько «царств» – Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Заколдованный Лес, Страну Мертвых, Сады Блаженств, Царство Будущего.  Дорога пройдёт через Страну Воспоминаний, где Тильтиль и Митиль встретятся с бабушкой и дедушкой уже покинувшими этот мир. Оказывается, умершие на самом деле не прекращают своего существования, а погружаются в сон, от которого они пробуждаются лишь тогда, когда их вспоминают.
В Стране Радостей и Блаженств дети научатся видеть и чувствовать прекрасные подлинные Блаженства – Быть Здоровым, Дышать Воздухом, Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Солнечных Дней, Заходящего Солнца, Зажигающихся Звезд, Зимнего Очага, Невинных Мыслей, Блаженство Бегать По Траве Босиком. И Радости – Мыслить, Понимать, Любить, Быть Справедливым, Быть Добрым, Созерцать Прекрасное – все то, что делает человека действительно счастливым. Великая Радость Материнской Любви, чье «платье соткано из поцелуев, взглядов и ласк, каждый из которых вплетает в ткань по солнечному или лунному лучу», – даст детям свое покровительство, но не в силах помочь отыскать Синюю Птицу.
Путь к счастью трудный, он никому не дается легко: нужно преодолеть свои страхи перед неизвестным, понять самого себя, оказывать сопротивление влиянию зла. Ведь в садах Блаженства есть вредные Тучные Блаженства, от которых надо спасаться. И имена-то им под стать: Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утоленного Тщеславия; Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды; Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода; Блаженство Ничего Не Знать; Ничего Не Понимать; Ничего Не Делать.
 
Путешествуя дети выдержали не одно испытание и прошли через множество удивительных миров. В мрачном Дворце Ночи, среди Лунных птиц сновидений они увидят множество синих птиц. Но, увы, это будут всего лишь призраки. И все синие птицы, которых находит Тильтиль со своей сестрой, при свете дня теряют свою волшебную синеву. «Цвет небесный, синий цвет» снова зовёт героев в нелёгкий путь. «Той единственной Синей птицы, которая выносит дневной свет, ты ещё не поймал... Она улетела куда-нибудь ещё... Но мы её отыщем», — говорит Тильтилю Душа Света после очередной неудачи…
Вы хотите узнать, чем закончились эта история? Найдут ли дети желанную птицу, чтобы вылечить больную девочку?  - Приходите к нам в библиотеку за книгой Метерлинка «Синяя Птица»! Обещаем вам несколько приятных часов, проведённых с удивительной сказкой, которую можно читать в любом возрасте.

Синяя Птица; Обручение: Пьесы / Морис Метерлинк; [Пер. с фр. Н. М. Любимова]; Худож. Г. Е. Кузнецов. – Киев: Молодь, 1988. – 256 с: ил.

Это издание для среднего и старшего школьного возраста. Здесь можно прочитать и продолжение «Синей Птицы» - пьесу «Обручение», написанную Метерлинком через десять лет после феерии-сказки. Тильтиль вырос. Ему предстоит выбор невесты. Фея Берилюна напутствует его: «Речь идет о выборе великой и единственной любви всей твоей жизни: ведь у каждого человека бывает только одна любовь… Если он его упустит, то бродит потом по свету как неприкаянный…»
Об авторе:

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать — дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением. До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.

Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался ни историей, ни правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.
В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса — в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных». В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу — сборник стихов «Теплицы». В том же году он «издал» свою первую пьесу «Принцесса Мален». Шедевр был напечатан на ручном печатном станке тиражом в двадцать шесть экземпляров. Сюжет пьесы заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Но совсем неожиданно «слава постучалась в дверь». 24 августа 1890 года в парижской «Фигаро» появилась статья известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени». Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну за другой написал несколько пьес «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Большинство из них были основаны на традиционных сказочных сюжетах, но в каждой автор предлагал нетрадиционную развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались счастливо. Герои Метерлинка попадали в самые замысловатые приключения, совершали долгие путешествия и одерживали победы над силами природы и рока.
В 1895 году в одном из гентских театров Морис познакомился с актрисой Жоржеттой Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и режиссерами. Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый, в котором писатель в аллегорической форме рассказал историю человечества.
К началу XX века Метерлинк превращается в крупную фигуру прогрессивно-романтической драматургии. В 1908 году, в Нормандии, Морис Метерлинк написал феерию «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность, став безусловным шедевром мировой драматургии. После оглушительного успеха театральной постановки К. С. Станиславского, «Синяя птица» обошла сцены всего мира, а великий писатель получил огромное количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях. В 1918 году он написал продолжение «Синей птицы» - пьесу под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
  
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение. С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
В 1919 году Метерлинк снова женился на молодой актрисе Рене Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции. В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую книгу — «Жизнь термитов». Под видом муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал превращение людей в механических исполнителей чужой воли.
В 1932 году король Бельгии пожаловал писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк «Пчельник». Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.

Полезные ссылки:
1.    Энциклопедия Великих Людей и Идей: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/pisateli/moris_meterlink/2-1-0-84
 
2.    Картинки и разговоры: http://www.fairyroom.ru/?p=11361
 
3.    Инвестиции в искусство: http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=231080

Комментариев нет:

Отправить комментарий