Всем известно, что читатель-подросток - читатель особенный.
Поэтому предлагая им книги для чтения,
следует еще и еще раз убедиться, что выбраны самые лучшие произведения.
Итак, представляю вашему вниманию две
очень интересные книги, которые совсем недавно поступили в фонд нашей
библиотеки. Они написаны для ребят 10 - 13 лет.
«Волки на парашютах» - так называется первая книга. Автор –
Анастасия Петрова, совсем молодая петербургская писательница. Она печаталась в
периодике, участвовала в двух фестивалях «Вокруг Детгиза», ездила на семинар
молодых переводчиков во французском городе Арле. За ней уже числятся несколько
серьезных публикаций переводов французской прозы. А еще она автор сказочной
повести «Девочка с флейтой». На вопрос -
о ком писала в своей книге, о себе или о знакомых детях? – ответила так:
«Я пишу не о детях, а о
проблемах, которые волнуют меня, и, как мне кажется, должны волновать детей.
Естественно, «материалом для исследования» могут служить какие-то мои знакомые
дети, дети друзей, мои воспоминания о себе в детстве. И честно говоря, у меня
такое ощущение, что те вопросы, которые тревожат маленького человека,
продолжают одолевать и взрослого, только во взрослом возрасте у нас появляется
больше точек зрения, поэтому в своих текстах я всегда пытаюсь показать детям
неоднозначность всего, что с ними происходит».
Петрова А. Волки на парашютах / Анастасия Петрова; [ил. Е. Болговой].
– СПб.: Детгиз, 2012. - 112 с.: ил.
В этой «маленькой повести в рассказах» чередуются истории
смешные и грустные, мысли о глобальном и «о какой-то ерунде». Герой каждого
рассказа – ребёнок, который попадает в ситуации, обычные для школьной жизни:
невыученные уроки, ссора с другом, поездка в лагерь, нечаянная ложь, переезд,
опоздание, страхи, непонимание родителей.
Маленький, очень рассудительный философ с тысячей «почему?» в голове, искренне и очень правдиво рассказывающий о своих чувствах и переживаниях: «У несчастных людей, или даже скорее – у несчастного выражения лица, куча плюсов. Во-первых, грустный человек всегда выглядит умнее весёлого. Не то чтобы весёлый выглядел совсем глупым, но в грустности есть какая-то значительность, какое-то достоинство. Во-вторых, грустным все сочувствуют. Наша учительница, например, куда как охотнее ставит двойки весельчакам вроде меня. Правда! Когда ты списываешь и при этом улыбаешься, кол тебе обеспечен. Зато, если плакать в три ручья, тебя пожалеют и скорее всего, дадут переписать работу. То же самое с опозданиями. Опоздал на три минуты с весёлым лицом – дневник на стол. Опоздал на двадцать минут с несчастным лицом – ничего. К сожалению, я всегда всё делал с весёлым лицом, и за это меня строго наказывали».
Маленький, очень рассудительный философ с тысячей «почему?» в голове, искренне и очень правдиво рассказывающий о своих чувствах и переживаниях: «У несчастных людей, или даже скорее – у несчастного выражения лица, куча плюсов. Во-первых, грустный человек всегда выглядит умнее весёлого. Не то чтобы весёлый выглядел совсем глупым, но в грустности есть какая-то значительность, какое-то достоинство. Во-вторых, грустным все сочувствуют. Наша учительница, например, куда как охотнее ставит двойки весельчакам вроде меня. Правда! Когда ты списываешь и при этом улыбаешься, кол тебе обеспечен. Зато, если плакать в три ручья, тебя пожалеют и скорее всего, дадут переписать работу. То же самое с опозданиями. Опоздал на три минуты с весёлым лицом – дневник на стол. Опоздал на двадцать минут с несчастным лицом – ничего. К сожалению, я всегда всё делал с весёлым лицом, и за это меня строго наказывали».
В итоге и вывод делается совершенно верный: «Наверное, всё-таки лучше быть весёлым человеком. Оно, может, и не так
полезно в отношениях с учителями, зато очень полезно в отношениях с собой.
Особенно когда натыкаешься на невидимое препятствие и падаешь лицом вниз». Книга
получилась очень гармоничной и совершенно искренней. Вместе с героем этих
рассказов очень просто понять, какие необыкновенные вещи происходят у человека
внутри: «…если бы я не ошибся, не
нафантазировал, не придумал, не преувеличил, не преобразил реальность в своей
голове, было бы не так интересно. Происшествия бы не было, а значит, не так уж
и важно, как устроен мир на самом деле, гораздо важнее, каким он кажется мне».
Вторая из представленных книг – «Время всегда хорошее» -
написана в жанре легкой фантастики. Увлекательный сюжет и тонкий юмор,
реконструкция событий 1980 года и жизнь, какой она будет, по мнению авторов, в
2018 году – всё это делает повесть невероятно интересной. От этой книги не
могут оторваться ни дети, ни родители. На вопрос, пишут ли современные авторы
для подростков так, чтобы дух захватывало, чтобы можно было подумать и порассуждать, – можно твердо
ответить: да! А время действительно – всегда хорошее.
Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее / Андрей
Жвалевский, Евгения Пастернак; [ил. В. Коротаевой]. – М. : Время, 2012. - 256
с. : ил.
Главные герои книги – школьники Оля Воробьева и Витя Шевченко.
Они живут в разном времени: Оля из 2018 года, а мальчик Витя из пионерского
1980-го. Потом происходит что-то невероятное, и они совершенно неожиданно
меняются местами. Подростки встретились во сне и … проснулись в новом времени.
Каждый из них оказывается в мире, где много непонятного. Например, девочке Оле
не понятен стиль общения детей из 1980 года. Она привыкла к общению виртуальному
- ведь в 2018-м, даже находясь рядом с другом, дети, тем не менее, предпочитают
общаться в чатах и форумах. Имя заменилось ником, эмоции – смайликами, школьники
разучились связно излагать свои мысли и практически разучились говорить. Устные ответы у доски тоже забыты, никто не
пересказывает прочитанное, а что такое книга – ребята могут узнать из того же
интернета.
Пионер Витя оказался в будущем, среди компьютеров и мобильных
телефонов, о которых и не мечтал. Удивление Вити вызывает и отсутствие школьной формы, и яркая одежда
мамы, и то, что мама намного моложе выглядит, двухэтажная квартира, ролики,
отсутствие очередей в магазинах при невероятном, с точки зрения мальчика,
изобилии. Но больше всего героя поразило то, что мама в 2018 году спокойно
водит машину. Не так-то просто освоится с компьютерными технологиями человеку,
у которого и телевизора цветного еще не было. Но Витя достаточно быстро
осваивает все “фантастические” предметы, учит своих одноклассников, над
которыми тяжкой тучей висят устные экзамены, общаться вживую, не на форумах, а
друг с другом.
Оля-Синичка со смелостью человека, никогда не боявшегося
пионерского осуждения, защищает мальчика Женю, вся вина которого в том, что он
принес из дома испеченный бабушкой пасхальный кулич. А Витя учит детей из
будущего играть во дворе и разговаривать вслух. Оля решает, что попала в
компьютерный квест и, собирая подсказки, переходя на новые уровни, победит и
снова окажется в своём времени, а Витя убежден, что над ним ставят научный
эксперимент и ищет коллег-подопытных среди своих одноклассников. Но вскоре
молодые люди убеждаются, что они не в квесте и не в эксперименте, вспоминая
свой сон, понимают, что просто поменялись местами.
Не обходится и без первой школьной любви. Оля и Женя Архипов,
тот самый “ненадёжный пионер”, который принес в школу бабушкин пасхальный
пирог, влюбляются друг в друга. Оля,
зная, что скоро СССР развалится и будет все по-другому, пытается доказать это
пионервожатой и завучу школы, но безуспешно: в фантастические выдумки девушки
верит только Женя, который мечтает изобрести машину времени …
У Виктора просыпаются чувства к неуклюжей и молчаливой Сушке, которую
он учит живому общению, помогая стать ей более коммуникабельной. Словно
предупреждая нас, авторы показали, что скоро дети, познавая компьютер с малых
лет, разучатся не только писать ручкой, но даже нормально разговаривать между
собой. Вот так еще раз убеждаешься, что «дружба творит настоящие чудеса». И
самое главное, в каком бы времени ты ни жил, - твое время хорошее, и жить в нем
интересно.
Об авторах книги.
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский окончили физфак БГУ. После
окончания университета Андрей несколько лет занимался фундаментальной наукой, затем
семь лет посвятил дизайну ценных и защищённых бумаг, после чего работал
журналистом и редактором в разных изданиях и издательствах. После 2005 года
окончательно определился с выбором профессии и с тех пор занимается написанием
телесценариев и книг. Предпочитает жанровое разнообразие. Попробовал себя в
пародии, юмористической фентези, ироническом любовном романе, фантастике,
детской литературе … Останавливаться на этом не собирается.
В литературу Евгению привел Андрей Жвалевский, с которым они
познакомились во время учебы в университете. Евгения Пастернак - автор двух с
половиной десятков компьютерных самоучителей, из которых самыми известными
являются самоучители серии «Для женщин». В творческом тандеме с Андреем
Жвалевским написала много интересных книг для детей: «Правдивая история Деда
Мороза», «Время всегда хорошее», «Гимназия №13», «Москвест», «Шекспиру и не
снилось».
А в заключение, от авторов Книги «Время всегда хорошее» – «Маленькое письмо к читателю о чём угодно».
Андрей Жвалевский: Спасибо тебе, читатель, что ты есть! Не будь тебя - и все наши
писательские потуги выглядели бы смешно и бессмысленно. Так что ругай нас,
смейся над нами, требуй от нас невозможного - но будь, пожалуйста…
P.S. Но лучше всё-таки не ругай, а хвали.
P.S. Но лучше всё-таки не ругай, а хвали.
Евгения Пастернак: Дорогой читатель!
Жизнь не такая простая штука, как может показаться. Часто приходится выбирать. Что купить в буфете? С какой девочкой (мальчиком) пойти в кино? Что ответить на вопрос — правду или соврать? Если соврёшь, то отпустят с миром, за правду можно и схлопотать…
Что делать, если у тебя на глазах происходит что-то несправедливое? Пройти мимо? Или вмешаться? Заступиться ли за друга? Признаться ли честно в своей ошибке?
В любой ситуации у вас есть выбор. И я хочу, чтоб вы знали, — это только ваш выбор. И только вы отвечаете за последствия этого выбора. Даже если очень хочется свалить вину на окружающих…
Жизнь не такая простая штука, как может показаться. Часто приходится выбирать. Что купить в буфете? С какой девочкой (мальчиком) пойти в кино? Что ответить на вопрос — правду или соврать? Если соврёшь, то отпустят с миром, за правду можно и схлопотать…
Что делать, если у тебя на глазах происходит что-то несправедливое? Пройти мимо? Или вмешаться? Заступиться ли за друга? Признаться ли честно в своей ошибке?
В любой ситуации у вас есть выбор. И я хочу, чтоб вы знали, — это только ваш выбор. И только вы отвечаете за последствия этого выбора. Даже если очень хочется свалить вину на окружающих…
Комментариев нет:
Отправить комментарий