суббота, 20 октября 2012 г.

Исторические повести Валерия Воскобойникова

Есть книги, которые не могут не затронуть душу человека. Эта – одна из таких. Замечательную историческую повесть для детей о святом старце Серафиме Саровском написал Валерий Михайлович Воскобойников.


Воскобойников, В. М. Серафим Саровский / В. М. Воскобойников; худож. Ю. Черепанов. - М.: Росмэн, 2005. – 63 с.: цв. ил. - (Душа России.  Наши православные святые)

Эта книга рассказывает о преподобном Серафиме Саровском, чьи дела и подвиги снискали почёт и уважение при жизни, а после смерти дали основание для причисления к лику святых. На протяжении столетий провославный народ молился своему угоднику и чудотворцу, батюшке Серафиму. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти – миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Угодника Божьего, батюшку Серафима, призывают на помощь в самые трудные моменты жизни. О нём написаны десятки книг и снято множество фильмов. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него вере и любви, подражая ему в мудрости и доброте. 


Валерий Михайлович Воскобойников пишет детские книги всю свою жизнь. Если их сосчитать, то получится огромное количество. Будут здесь и романы для взрослых, и школьные повести, и исторические повествования, и разного рода энциклопедии, рассчитанные и на маленьких, и на подростков, и пересказы великих произведений мировой литературы, например, Библии. Судите сами: он написал книги, которые переиздавались в России, США, Германии, Японии, Румынии. Вот некоторые из них: «Тетрадь в красной обложке», «Остров безветрия», «великий врачеватель» и многие-многие другие. 

Главное в книгах Воскобойникова – его отношение к персонажу, его умение «рассказать» и «показать». Валерия Воскобойникова ни с кем не перепутаешь, у него свой стиль изложения – правдивый, убедительный и увлекательный. В его книгах много сострадания. А ещё Воскобойников добрый. Он стремится поблагодарить всех, кто призывает к христианскому милосердию и хотя бы чуть-чуть, но сделал что-нибудь хорошее. 

Валерий Михайлович Воскобойников
Конечно же, очень интересно узнать побольше о знаменитом писателе. Валерий Михайлович Воскобойников родился 1 апреля 1939 года в Ленинграде, в семье учителей. Он окончил химический техникум, потом институт, работал инженером на предприятиях Ленинграда, но любовь к литературе победила. Его первый рассказ появился в 1962 году в журнале «Смена», потом его прозу стали печатать детские журналы «Костёр», «Искорка» и взрослые: «Аврора», «Звезда», «Нева». В 1973 году Валерий Воскобойников закончил Высшие литературные курсы и полностью посвятил себя детской литературе. Вот как он рассказывает о самых главных книгах своего детства.


«Обычно люди сначала учатся читать, причем вслух, а потом уж - писать. Но со мной случилось наоборот. Прожив блокаду в Ленинграде, мы с мамой приехали на Урал, где в госпитале лежал отец, раненый на фронте. Отец скоро опять ушел на фронт, а мама моя стала учительницей русского языка. Мне было четыре года, у меня не было никаких игрушек, но чем-то ведь надо было занять ребенка, который на весь день остается дома один. И мама давала мне газету, карандаш и кусок обоев - их была уйма у соседей, которые сдали нам комнату. Она возвращалась из школы и видела переписанную на чистую сторону обоев огромными буквами статью из газеты. Так я научился писать и решил, что обязательно, как только вырасту, стану писателем. Я тогда думал, что писатели пишут газеты - сколько газет, столько и писателей. А про существование книг я даже не догадывался - их у нас не было. И мечтал поскорее стать взрослым, чтобы научиться писать маленькими и ровненькими газетными буковками. Скоро я выпустил свою первую газету.

После этого мне в руки попалась первая в жизни книга. Я тогда не догадывался, как мне повезло. Ведь это была великая книга! Ее написал триста лет назад Даниэль Дефо, и называется она "Робинзон Крузо". Я прочитал ее и полюбил на всю жизнь. С тех пор, как только у меня поднималась температура и можно было не ходить в школу, я немедленно "уходил к Робинзону", попадал вместе с ним в кораблекрушения, а потом на необитаемом острове с помощью собственных знаний и умений создавал новый мир. За жизнь я прочитал "Робинзона", может быть, сто, а может, и двести раз. Я читал эту книгу вслух двум своим дочкам и одному сыну. И до сих пор зачитываюсь ею, как только она мне попадает в руки. Скоро я узнал и другую очень хорошую книгу - она называлась "Чук и Гек". Ее написал талантливый и добрый писатель Аркадий Гайдар. И почти в те же дни я прочитал рассказ Л.Пантелеева "Честное слово". Эти три книги, пожалуй, и стали путеводной звездой в моей жизни. А еще сказка писателя Виталия Валентиновича Бианки про маленького муравьишку. Сказка совсем небольшая, и герой там тоже крошечный - всего-навсего какой-то муравьиный ребенок. И не все догадываются, что это, между прочим, великое произведение!

Как раз в те годы, когда эта сказка писалась, очень знаменитый человек Альберт Швейцер, спасавший людей в Центральной Африке от болезней, создал свое учение - "Благоговение перед жизнью". Это очень мудрое учение. Оно говорит, что любая жизнь - священна. Ведь каждый из нас с вами - единственный во всей Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, в истории человечества не было и не будет. Каждая жизнь на земле - единственная. И ее надо оберегать.
Так вот, маленького муравьишку, которого ветер унес далеко от дома, оберегали и спасали многие лесные жители. Каждый помогал ему, чтобы он успел вернуться до заката, пока муравьи не закрыли все двери. В этом маленьком произведении содержится вся великая наука благоговения перед жизнью. И эта сказка тоже осветила мою жизнь.

Потом, когда я стал взрослее, я прочитал другие книги. Честно говоря, я только и делаю, что читаю: в метро, в поезде - везде. И среди взрослых книг у меня тоже есть любимые. Но о них уже в другой раз».


Есть такое изречение: «Для детей нужно писать как для взрослых, только лучше». К счастью есть и авторы, которые следуют этому девизу. Среди них В.М.Воскобойников, создающий прекрасные книги о жизни святых. В 90-е годы он вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии «Рассказы о православных святых» для детей. Вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий: «Николай Чудотворец, святитель Божий», «Великий князь Владимир, равноапостольный святой» и другие. Но на этом работа над книгами не закончилась. В 2002 году вышла «Иллюстрированная Библия для семейного чтения» в пересказе В.М.Воскобойникова.

Имя петербургского писателя Валерия Михайловича Воскобойникова занесено в Почётный список Международного совета по детской книге. Он создал свой удивительный книжный мир, в котором живут самые разные герои – отважные и робкие, весёлые и печальные, очень уверенные в себе и не очень. Его книги адресованы тем, кому интересно знать всё обо всех. В этом блоге, в рубрике «Новинки на книжной полке» представлены издания В.М.Воскобойникова, которые вы можете взять в нашей библиотеке. И в завершение, для вас, дорогие читатели, вот такое напутствие то замечательного писателя и просто доброго человека Валерия Михайловича Воскобойникова. 


«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО» 

Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на все вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог — не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.

Открытие пришло во сне — точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей — бабушки и дедушки, а их — следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль — в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они — своих детей, и те — следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали — будущем человечества. А я — соединял их всех.
Тогда-то я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле — есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.

Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело —передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы — разные люди, каждый из нас — единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы — вместе, когда сплетены в единое человечество. 

С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой — мне он здорово помогает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий